Золото в честь Аполлона

Sep 19, 2024 08:48





Philip II, 359 - 336 and posthumous issues Stater, Amphipolis circa 323-315, AV 8.59 g. Laureate head of Apollo r. Rev. ΦΙΛΙΠΠΟΥ Prancing biga r., driven by charioteer holding kentron and reins; below horses, cantharus. de Sartiges 194 (this coin). Gulbenkian 837 (these dies). Gillet 783 (this coin). Le Rider 256b (this coin).

Каждый житель Древней Греции знал бога, изображенного на аверсе этой монеты. Филипп II, великий царь Македонии, выбрал Аполлона Дельфийского в качестве изображения для своих первых золотых монет, и на это была вполне конкретная причина.

Греки из Афин, Коринфа, Фив и других городов, расположенных на юге, с подозрением относились к македонцам. Они так странно разговаривали. Можно ли еще назвать их диалект греческим? Или македонцы были варварами, людьми, чей язык звучал как вар-вар? Филипп, однако, хотел завоевать влияние на юге. И для этого он должен был показать недоверчивым грекам, что македонцы - тоже греки. Ничто не послужило его целям лучше, чем победа в битве на Крокусовом поле в 352 году. Филипп сражался во имя Аполлона. Фокейцы были объявлены общим врагом, поскольку они захватили Дельфы, святилище Аполлона, и теперь занимали его, так что никто, кроме них и их союзников, не мог обратиться к оракулу. Кроме того, фокейцы, таким образом, получили доступ к невероятным богатствам, которые на протяжении веков приносили Аполлону верующие в знак благодарности. Этими сокровищами фокейцы платили своей огромной армии наемников, что делало их непобедимыми, пока Филипп не объявил им священную войну.



Перед решающей битвой на Крокусовом поле македонский царь приказал своим воинам увенчать себя лаврами. Лавр был посвящен Аполлону. Так Филипп выразил свое желание сражаться и одержать победу во имя Аполлона. Сегодня мы верим, что победа зависит от превосходства в оружии или, возможно, от стратегии. Набожные греки, однако, приписывали победу богам. Таким образом Зевс и Аполлон продемонстрировали, кому они благоволят.

Изобразив фигуру Аполлона на своих золотых монетах, Филипп доказал своим сомневающимся, что он любимец богов. В конце концов, Аполлон и Зевс даровали ему великую победу над фокейцами. Было очевидно, что такая победа досталась бы только настоящему греку.

Действительно, участие Филиппа в Третьей священной войне (356-346 гг. до н.э.) между Дельфийской амфиктионической лигой и фокейцами принесло ему место в совете лиги с двумя голосами. Если не он был посланником Аполлона, то кто?

Реверс монеты еще раз подтверждает это утверждение. На нем изображена колесница, запряженная двумя лошадьми, которой управляет возничий. Этим изображением Филипп II отпраздновал олимпийскую победу, одержанную им в 356 году. Это стало еще одним доказательством его эллинизма, поскольку только истинным эллинам разрешалось участвовать в Олимпийских играх древности. Победа послужила знаком не только того, что в Македонии были быстрые кони, но и того, что Зевс относился к Филиппу с любовью. Филипп четко и недвусмысленно изложил свое послание на своих золотых монетах: “Я, Филипп, грек и любимец богов. Союз со мной приносит пользу всем, кто находится под моей защитой”.

Бесчисленные золотые монеты разнесли это послание по всему известному миру, поскольку у Филиппа было достаточно золотых рудников, чтобы отчеканить огромное количество монет. Вскоре золотые статеры Филиппа стали настолько известны и популярны, что его сын Александр продолжил чеканить золотые монеты, но использовал изображения других богов-покровителей.

Как только были установлены их типы и качество золота, статеры Филиппа II стали предпочтительной золотой монетой, особенно во Фракии и в кельтской Европе, где в эллинистический период они породили множество подделок и имитаций.

Этот чрезвычайно редкий статер был отчеканен на македонском монетном дворе в Амфиполе в смутный период между смертью Александра Македонского в 323 году до нашей эры и окончанием Второй войны диадохов (319-315 годы до нашей эры). В зависимости от того, в какой период была отчеканена монета, она могла быть выпущена Антипатром, который правил империей Александра в качестве регента до своей смерти в 319 году до н.э. Монеты, подобные этой, могли понадобиться для выплаты жалованья ветеранам войн Александра, когда они возвращались в Македонию. Они также были необходимы для финансирования собственных конфликтов Антипатра с восставшими греками во время Ламийской войны (323-322 гг. до н.э.) и против полководцев Александра Пердикки и Эвмена, которые бросили вызов его власти во время Первой диадохической войны (322-319 гг. до н.э.). С другой стороны, если этот статер был отчеканен после 319 года до н.э., то он был создан в контексте борьбы между Полиперхоном, преемником Антипатра на посту регента, и Кассандром, сыном Антипатра, который желал получить регентство. Этот конфликт из-за Македонии, в результате которого Кассандр стал регентом в 317 году до нашей эры, перерос в более широкую борьбу между полководцами Александра Македонского, известную как Вторая война диадохов.

Частичный отказ от типов монет Александра Македонского после его смерти и возвращение к традиционным типам Филиппа II можно объяснить разными причинами: от необходимости платить северным варварским племенам знакомой для них монетой (новые монеты Александра были более распространены в Азии, чем в Европе) до неприятия новыми правителями Македонии восточной политики Александра, что было выражено во временном отказе от его типов монет и общей враждебности к его наследию.

Previous post Next post
Up