SELEUCID KINGDOM. Seleucus I Nicator (312-281 BC). AR tetradrachm (27mm, 17.03gm). NGC Choice VF 4/5 - 3/5. Susa, ca. 305/4-295 BC. Head of Seleucus I right, wearing Attic helmet covered with panther skin and decorated with bull horns and ear, panther skin tied around neck; dotted border / ΒΑΣΙΛΕΩΣ / ΣΕΛΕΥΚΟΥ, Nike standing right, crowning trophy of arms built on tree, branch at base to right; KAT monogram to lower left below right wing, ΠΥΡ monogram between Nike and trophy below left wing (Ника благславляет Селевка). SC 173.4. 3900$
Не всем известно, что еще при жизни Александра и на его глазах Селевку было предзнаменование будущей власти.
Когда Александр возвращался в Вавилон из Индии и в самой Вавилонии плыл по болотам, выясняя, может ли Евфрат орошать ассирийскую землю, поднялся сильный ветер и сорвал с его головы диадему; она унеслась и повисла на тростниках на могиле какого-то древнего царя.
*как потом оказалось, это было знамением близкой кончины царя
И вот, когда это случилось, какой-то телохранитель Александра, бросившись безоглядно в воду, поплыл за ней к острову, по бурным водам Евфрата. Как оказалось впоследствии, это был Селевк. И плывя, Селевк столкнулся с дилеммой, достойной самого Одиссея. Как сохранить драгоценную диадему, когда волны грозят поглотить и его, и корону? И тут Селевк, осенённый мудростью Афины, решился на шаг столь дерзновенный, что у простого воина, перехватило бы дыхание.
Он возложил диадему на собственное чело! "Лучше уж я надену её, - подумал Селевк, - чем рисковать потерять в пучине вод".
Соратники Александра, увидев Селевка поднимающегося на корабль в короне, решили повеселится и в шутку, вскричали "Царь! Царь!" , и упали с улыбками ниц перед Селевком.
Однако царь Александр нахмурился, и подумывал - а не казнить ли ему Селевка за дерзость?
Но тут произошло нечто удивительное, достойное быть воспетым в веках. Селевк, сей хитроумный лис в львиной шкуре, рассмеялся звонко и молвил: "О, братья мои по оружию! Не спешите величать меня царём, ибо корону сию надел я лишь для сохранности в пути, чтобы она не намочила волосы нашему царю, и чтобы меня не съели пока к нему плыву. Ибо кто посмеет напасть на человека в царском венце?"
И тут уж все, пораженные его находчивостью и скромностью, разразились смехом и рукоплесканиями, а Александр, не сдержав улыбки, повелел выдать Селевку талант серебра. Ибо кто ещё мог бы столь изящно выйти из столь щекотливого положения?
Так Селевк, подобно Одиссею, избежал и Сциллы узурпации, и Харибды и оскорбления величия, показав всем, что мудрость порой ценнее силы, а находчивость важнее богатства.
============================
Но! Внемлите же, любезные слушатели, ибо история сия имеет ещё один поворот, словно змея, кусающая собственный хвост!
Аристандр - предсказатель.
Когда отзвучал смех и улеглось волнение, случилось нечто странное и таинственное. Из толпы воинов выступил старец, чьи глаза светились мудростью веков. Был то Аристандр, предсказатель, сопровождавший самого Александра.
Воздев руки к небесам, он возгласил голосом, подобным грому: "О Селевк, сын Антиоха! Внемли словам моим, ибо устами моими глаголят сами боги! Корона, что ты надел, пусть и в шутку, не случайно коснулась твоего чела, а по воле богини Ники. Знай же , что как зерно, брошенное в землю, прорастает могучим древом, так и сей знак прорастёт в будущем! Ибо тот, кто единожды примерил корону, даже в шутку, уже отмечен перстом судьбы!""
Селевк побледнел, словно полотно, смотря на Алексндра, а простые воины, переглянулись в изумлении. Ибо кто мог знать, правдиво ли пророчество старца или же то были лишь бредни старика?
И с того дня, многие из соратников Александра стали пристальнее следить за Селевком. Каждый раз, когда он проявлял мудрость в совете или доблесть в бою, шептались между собой: "А не сбывается ли пророчество Аристандра?"
И теперь, когда видя корону на монете Слевка, можно не только улыбнутся хитроумию Селевка, но и задуматься о неисповедимых путях судьбы, способной превратить шутку в пророчество, а простого солдата - в великого царя.
==================================
Эта история имеет документальные свидетельства и изложена во время императора Траяна примерно в 160-170 годах от Р.Х. , в знаменитом сочинении Аппиана Александрийского «Римская история» .