Подобно греческим тетрадрахмам ...

Aug 02, 2024 11:39


Константин I был известен своими щедрыми тратами не только на себя и свой двор, но и на своих друзей. Он был противоположностью скромного Тиберия, Веспасиана или Антонина Пия и предпочитал жить в стиле Адриана, Аврелиана или Диоклетиана.



Medallion, Constantinople circa 11 May 330, AR 16.17 g. Head r., wearing rosette diadem. Rev. D N CONSTANTINVS - MAX TRIVMF AVG Roma, helmeted and draped, seated r. on throne, head facing, holding globe and sceptre; l. foot on stool. On l. of throne, shield; in exergue, M CONST. Tkalec sale 1998, 330. Giessener Münzhandlung sale 71, 1995, 856.



Эти серебряные медальоны являются одними из самых больших и самых впечатляющих нумизматических раритетов, которые сохранились после освящения Константинополя 11 мая 330 года. Среди них были золотые ауреи и мультипли, иногда в четыре и девять солидов, а в Венском кабинете храниться экземпляр в тридцать солидов. Для менее высокопоставленных гостей и простолюдинов были серебряные жетоны разного веса и анонимная посеребренная бронза с надписью POP ROMANVS. Мы можем только предполагать, что в дополнение к вышеупомянутым золотым медальонам высокопоставленные сановники получили еще более ценные предметы, такие как большие золотые или серебряные пластины.

Этот тип медальона иногда представляли как тяжелый тройной милиаренс массой 16,23 г (теоретический вес, тяжелый милиаренс - 5,41 г). Сегодня этот медальон скорее считается кратным 5 «силиквам» или argentei с теоретическим весом 16,90 г (исходя из силиквы весом 3,38 г). Если мы сможем сравнить наш экземпляр с другими типами, такими как кратные 4 легким милиаренсам из 340-х годов (теоретический вес 18,04 г), то веса известных на данный момент медальонов лучше впишутся в эту логику.



Medallion of five siliquae, Constantinople 11 May 330, AR 17.49 g.

Но выпуск этого типа медальона, включающего два разных образа для реверсов, с Римом для первого и Константинополем для второго, является совершенно исключительным и впоследствии не будет повторен в серебряной чеканке, но станет общим типом в 330-348 годах для бронзы и бронзовой чеканки медальонов того же типа. Это соответствовало сбалансированному подходу Константина к уважению как старой, так и новой столицы.

Изображение императора весьма необычно: только на голове у него чрезвычайно богатая диадема, украшенная бисером и драгоценными камнями с византийской помпезностью. Император как бы заморожен, теократизирован и напоминает гигантские головы, выставленные в разных местах.

На реверсе, образ «богини» подобной Тихе представляет город Константинополь. В нашем медальоне обувь «богини» Константинополя усыпана драгоценными камнями, отражая моду нового азиатского двора, который сопровождал императора с момента создания Домината Диоклетианом полвека назад. Столь же специфичны и исключительны подача и выбор легенды, сопровождающей и объясняющей выбор реверса вплоть до его размещения. Некоторые авторы хотят видеть в этом типологическом выборе напоминание о греческих монетах в образах эллинистических правителей, таких как Лисимах.

С помощью этих медальонов мы можем обнаружить, что Константин ценил греческую культуру, поскольку он отказался от римских нумизматических традиций. Портрет украшен диадемой, а не венцом, на лицевой стороне нет надписи, богиня города обрамлена вертикальными линиями и надписями по бокам, а не внутри по окружности монеты, а ее общий вид напоминает греческую тетрадрахму. Во всем, кроме явно позднеримского стиля, этот медальон хорошо сочетается с древнегреческими монетами, особенно с некоторыми антиохийскими тетрадрахмами царя Селевкидов Деметрия I.

Этот тип медальонов ознаменовал рождение нового так называемого “христианского” искусства и разрыв с монетарными традициями древнего Рима.

Previous post Next post
Up