В этом году фестиваль больше ассоциируется с окнами, а не с дверями: эти два-три дня провела в другом пространстве - и вылезать обратно не слишком-то хотелось. Как мне кажется, атмосферой полной свободы, безопасности и безусловной любви прониклись все причастные; дорвались, как до свежего воздуха, и унесли с собой столько, сколько смогли. И я на правах непосредственного участника - гордясь этим правом, званием, статусом - хочу воспеть ДОДу хвалебную песнь. Не оттого, что она традиционна, а потому, что он её заслуживает.
А заодно сохранить историю и поделиться с теми, кому она нужна.
Суббота, день мастерских. Здесь и далее - фотографии Даши Вавулинской
Итак, суббота... Субботы всегда не хватает!
В этот раз ещё и расписание мастерских было нетривиальным: одни с шести, другие до шести, где-то мастера перебегают из одной аудитории в другую, а списки участников в очереди выходят на второй лист.
У меня ощущения двойственные: с одной стороны как будто бы собрала максимум впечатлений, с другой - совершенно прошла мимо. Обежала всех, чтобы просто переглянуться, но осмысленно побывала только у Межгорода и на Зеркале. Впрочем, это мощнейшие «только», с такими «только» уже почти ничего другого и не надо.
Мастерская Межгорода...
Если ничего не путаю, возникла она на ПойМае в прошлом году, а потом обкатывалась на Шмальковнике - и на обычных занятиях студии. И это такая потрясающая штука!!!
Правила довольно просты:
1) Обсуждение состоит из кругов (от одного до трёх, в норме - все три).
2) Участвуют все желающие. Свою реплику можно пропустить, но, если вы ничего не сказали на первом кругу, выбываете из текущего тура. И, разумеется, нельзя включиться в разговор, если вы не слышали исполнения.
Первый круг - хвалебный.
Второй - конструктивная критика.
Третий - суммирование впечатлений, отзыв в трёх словах. Меньше можно, больше - ни-ни!
3) Потом выступающему даётся короткое обратное слово.
Вот, собственно, и всё.
На выходе получается живой и яркий разговор, возможность собрать множество мнений, способ получше узнать всех участников мастерской. И много-много шуток.
- Что ж вы хохочете-то всё время? - спросили меня в соседней комнате, где шла серьёзная работа с текстами, лирическими героями, подачей, интонацией, ответственностью перед слушателями и прочими атрибутами нашего направления...
А что бы нам не хохотать-то!
Мастерская Межгорода
Обсуждение выступления Макса Розенштока
Лёва (первый круг): - Мне понравилось, что тут Розенштока столько же, сколько Городницкого. Если бы я не знал, что это песня Городницкого, я бы понял. Если бы я не знал, что это Розеншток, я бы тоже понял.
Лёва (второй круг): - Я слышу сейчас, что поёт один человек, а играет второй. И это - Костромин! (в зале согласный смех). Собери их обратно в одного Розенштока.
Ксюша (второй круг): - И тогда Городницкий уступит, а Розеншток станет ещё розенштокее.
Даня Афонин (третий круг): Наитипичнейший Макс Розеншток
Лёва (третий круг): Городницкий. Костромин. Розеншток.
Алиса Вернигор спела Плотова-Деревягина про беседу с котом, отрицающим идею будущего. Новоприбывшим, вознамерившимся что-то советовать, объясняют правила мастерской:
- Это для второго круга. Сначала хорошее, а потом...
- ...а «потом» никакого нет!
Третий круг, два впечатления подряд:
- Будем слушать ещё.
- Я ничего не слышал.
Тут место для споров, считать ли служебные слова отдельно =)
В рамках зашкаливающего человеколюбия выступающего спрашивают, хочет ли он вообще нас выслушивать. Вопрос традиционен для второго круга, конечно же. Но рано или поздно неизбежно рождается шутка о том, необходим ли первый.
Ксюша: - Хочешь услышать первый круг?
Макс: - Вы имеете право хранить молчание!
Лёва: - Наше молчание.
Катя Денисюк (первый круг): - Чеканно... Я не знаю, как это объяснить, но «чеканно». Просто посмотрите в словаре!
- Мне хотелось бы большей драматичности, - сказала Ксюша, размахивая тыквой, наделяющей правом голоса.
Ещё о трёх словах:
Третий круг: - Всегда читай текст.
Кто-то бдительный: - Четыре слова!
Одновременно: - «Читай» в одно слово пишется... // - Это «всегда», а не «в сегда».
Андрей Иванов рассказывает историю о том, как он всегда мечтал быть бардом, пока не понял, что сам себе не верит в этом амплуа, а в условном рок-н-ролле нашёлся. Его «Гомеопатия» впечатляет всех, народ радостно начинает рассуждать о границах направления.
- Это, конечно, не авторская песня, но всё равно круто!
- В смысле - «всё равно»?!
Третьи круги:
- Предыстория Безумной Маши.
- Посети техническую мастерскую.
Новые эвфемизмы:
- Спасибо за ваше взаимодействие, хотя оно... Ладно, это второй круг.
- Да, сейчас так и будем разговаривать. «Ах ты, [второй круг], со своим [вторым кругом] вообще какой-то [второкружный]!»
- Несмотря на весь второй круг слушать было очень приятно.
Мастерская Межгорода шла с часу до четырёх, затем сменившись технической. К Ксюше и Лёве присоединился Игорь Лазарев - и дальше началась серьёзная работа, но её я уже не застала.
Обед!
На Дне Открытых Дверей всех кормят! Я не перестаю восторгаться. В прошлый раз обед был даже горячий - представляете, в середине дня, в детском центре досуга есть парящую рассыпчатую картошку из ниоткуда!
Александр Захаров
И всё вот это вот счастье - без оргвзноса для участников.
Строго говоря, так, конечно, неправильно, хотя и очень приятно. Мне представляется, что небольшая сумма на сахар с баранками - не столько побор, сколько возможность выразить благодарность и немного облегчить организаторам их нелёгкую задачу; что это правильный жест, не переносящий нас в поле коммерции.
Поэтому, рассматривая фестивальность как непрерывный процесс, хочу повесить тут номер электронной шляпы. Следующее большое мероприятие Межгорода - Шмальковник - будет уже в июне. Затем межгородский отчётник, Другие Города, мало ли что ещё, опять ДОД, обустройство базы, куда приглашаются гости, где мастерские проводятся и в течение года - так или иначе это пожертвование уйдёт по назначению: 8 (916) 576-02-семьдесят.
Зеркало
На нём ловила странные флешбэки, осознавая, что мне в жизни правда не хватает вот этих двух волшебных штук - что Зеркала, что Шляпы. По принципу Шляпы с её ассоциациями, вистами и ранжированием реплик я живу в перманентном режиме. А думаю по принципу Зеркала - с его отражениями, многоярусностью высказывания, резонансами на мысли окружающих... Делаем следующий шаг: «мыслю, следовательно существую» - тут одно от другого не оторвёшь. Поэтому периодически выпадала из атмосферы в атмосферу. И здесь место для особенной благодарности Ксюше, из-за которой у меня всё это счастье есть - собираемое по кусочкам то тут, то там.
В общем, ожидаемо зависла с Антоном Трофимовым и Александром Спиридоновым от звонка до звонка. На вторую половину мастерской пришёл Андрей Казарин, всё время отзеркаливающий очень неожиданные вещи. Традиционно нёс тортик [помета: восторженно-недоумевающее, межгородское] Даня Афонин.
Зеркало - штука очень личная, здесь много не расскажешь. Мне, как водится, понаоткрывали новых смыслов, которых я не вкладывала, но которые все понравились - и впечатлили, и в копилочку легли. Они гораздо больше, чем то, что имела в виду изначально. И есть ощущение, что, понаслушивавшись вот этих лестных картинок, начинаешь к ним тянуться и в действительности меняешься.
Забавное, впрочем, тоже было.
В это время на исполнительской мастерской...
Под конец мастерской в песне о паруснике услышали историю о космическом корабле на сердечной тяге.
Гоша: - Для меня, как для человека с моря, все песни о воде делятся на два типа: песни о северном море и песни о южном. Эта, к сожалению, песня о южном.
Маша: - Лирический герой - интеллигент, притворяющийся моряком, но выдающий себя. «У меня есть теория межпространственных измерений, - говорит он, - я сейчас её объясню, напишу формулу на палубе».
- Я сейчас измажусь в чём-нибудь и притворюсь моряком...
- В чём измажешься? В море?..
А ещё этим ассоциативным методом выявили выпирающий второй куплет. Оказалось, изначально его не было, он был дописан позже! Вот это правда впечатлило - то кажется, что игрушечки, а выясняется, вполне себе рабочая схема для анализа текста!
Ну и момент совпадения в картинках тоже сильный. Когда все собеседники видят близкие, синонимичные вещи, которых нет в оригинальном произведении... где они тогда есть? Как это вообще работает?.. Ухх!
Когда же ассоциации кого-то из участников сильно выходили за рамки интуитивно понятного, кто-нибудь выдавал: «На чём ты сидишь? Отсыпь!».
- Зачем тебе, у тебя своего достаточно!
- Так нужно же побольше - и разного!
Впрочем, большую часть времени Зеркало было не чистым, а объединялось с обыкновенной мастерской - решение о формате обсуждения принимал испытуемый.
Антон (про техническую составляющую): - Лёва сказал бы много других слов - и в основном второго круга.
На этом мастерские внезапно закончились. Авторская Татьяны Дрыгиной и Георгия Курячего, рокерская Татьяны Винокуровой и Павла Федосова, театральная Галины и Андрея Соловьёвых, исполнительские Максима Попова и Ольги Чикиной и затем Елены Фроловой.
Да, точно! Я ведь традиционно не попала к Татьяне Дрыгиной! Это самое смешное впечатление от субботы - многолетнее неумение сбыть мечту идиота. С первого ДОДа так.
В этот раз с точки зрения количества посещённых мастерских я максимально непродуктивна, но что поделать - приходится выбирать между количеством и уровнем вовлечённости.
Маша Жданова на рокерской мастерской =)
Посиделки
Что ещё надо учитывать в фестивальской жизни - состояние изменённого сознания, связанное с отсутствием сна. Люблю это ощущение, существование в режиме, когда голова всё-таки достаточно ясная, но ничего взаправдашнего нет. Мир становится гораздо более ярким и гораздо менее существенным; восприятие обостряется, лишнее уходит. Нет сил на то, чтобы хотя бы думать о соответствии чьим-либо ожиданиям, например. А говорить, что думаешь, легче. Самые красивые модели и теории требуют такой работы мозга. Она сродни автоматическому письму! Ну, или наоборот, автоматическое письмо - её дочерний продукт. Просто в случае фестиваля - к тому же коллективный.
- Так на чём всё-таки сидишь?
- На ДОДе, конечно же...
Уже достаточно давно хожу на межгородские посиделки не столько песни слушать, сколько вот это состояние ловить. Но песни в этот раз тоже были - в смысле, запомнившиеся, важные. Авилова с Карповым пели.
И ещё оказалось, что я внушаю людям сны. Смешно =)
В воскресенье уже не пели, бросились думать о следующем фестивале. Возможно, правда преждевременно, но по свежим следам очень хотелось. Ну и просто - продлить праздник. Превратить точку в запятую и накопить сил для нового рывка.
Из гримёрочки
Финальный концерт
Очень длинное и насыщенное первое отделение, очень короткое - и просто потрясающее! - второе.
Здесь можно послушать и Андрея Иванова, притворяющегося бардом; и прекрасную Ксюшу Рязанцеву, воспитанницу КСП ВМК и ученицу Алины Михайловской; и Алесю Гончарову, только что взявшую лауреатство Эха; и Софью Трубчанинову, семиклассницу (!), с которой мы познакомились на одной из последних Брусничных Полян, и сергеевопосадцев - в виде трио и дуэта, и саму по себе Веру Куприянову тоже... И, разумеется, межгородцев и друзей студии - Дашу, Алису, Машу, Митю; Сергея, Ингу, Лену, Алину...
Короче, тут я просто радостно вешаю вам запись - и отсылаю составлять впечатление самостоятельно.
Click to view
I отделение
Ксения Кузнецова и СИМ «Межгород»
00:00 - Открытие фестиваля
00:52 - Апрель - ст. и муз. Виктора Цоя
04:16 - Представление студии
04:53 - О формате концерта и зрительской работе
05:57 - Прочая обязательная часть
07:37 - Представление Татьяны Винокуровой
Татьяна Винокурова (при участии Дарьи Вавулинской)
08:27 - Благодарственное слово. Подарок Межгороду
09:31 - О выступлении с мастером
10:19 - Небо Аустерлица
Евгений Сизонов, гость вечера
15:55 - О мухе
Ксения Кузнецова
19:35 - О значках Дня Открытых Дверей
20:00 - Об Александре Захарове
Александр Захаров
21:05 - Поздравление с фестивалем
21:40 - Медитация - ст. и муз. Игоря Иванова
25:16 - Представление мастерских
Участники фестиваля
Софья Трубчанинова, исполнитель
27:34 - На корточках - ст. и муз. Ольги Чикиной
Юлия Тютюненко, полный автор (акк. Лев Кузнецов)
31:31 - Благодарственное слово
32:32 - Учитель
Ксения Рязанцева, исполнитель
36:26 - Я говорю: устал, устал... - ст. Владимира Строчкова, муз. Александра Левина
Вера Сорокоумова, полный автор
39:16 - Благодарственное слово
39:31 - Колыбельная
Андрей Иванов, полный автор
42:02 - Но сегодня я решил побыть бардом...
42:24 - Дети Индиго
45:32 - Гомеопатия
Дуэт «Контраст» (Елизавета Голосова, Светлана Ким)
49:52 - Море - ст. и муз. Веры Матвеевой
Вера Куприянова, исполнитель
53:08 - Кораблик - ст. и муз. Натальи Муратовой
Мария Жданова, поэт, полный автор
55:50 - Благодарность фотографу
56:21 - На границе
57:33 - Монолог фотографа
Алина Коротенко, исполнитель
01:00:48 - Порто-Франко - ст. и муз. Алины Михайловской
Дмитрий Андронов, полный автор
01:04:30 - Когда наступит час...
01:08:25 - Хвалебное слово Татьяны Дрыгиной
Трио «Аксиома» (Елизавета Голосова, Светлана Ким, Вера Куприянова)
01:08:54 - Птица - ст. и муз. Яны Симон
Максим Розеншток, исполнитель
01:12:13 - Благодарственное слово
01:13:16 - Шляпа - ст. и муз. Виктора Луферова
01:15:53 - Дворец Трезини - ст. и муз. Александра Городницкого
Мария Панич, полный автор
01:19:34 - На стене чужого дома...
Ефрем Дроздов, исполнитель
01:23:30 - Песенка наследника Тутти - ст. Олега Литвиненко, муз. Юрия Киселёва
Инга Башкирова, полный автор
01:27:11 - О знакомстве с фестивалем и его продуктивном влиянии
01:27:40 - На дне её глаз
Сергей Тихонов, исполнитель
01:31:20 - Простая песня - ст. Петра Вегина, муз. Виктора Мельникова
Мария Жданова, исполнитель
01:35:38 - Минутка математики
01:36:27 - Самолёт - ст. и муз. Ростислава Чебыкин
Алеся Гончарова, исполнитель
01:39:58 - Спросишь, откуда свет - ст. Марины Гершенович, муз. Игоря Решетова
Алиса Вернигор, исполнитель
01:43:30 - Карлсон - ст. и муз. Алексея Вдовина
Дарья Вавулинская, исполнитель
01:48:19 - Жёлтая стрела - ст. и муз. Анны Ежовой
Александр Илюхин, полный автор
01:52:49 - О фестивале и мастерских
01:53:20 - Не-песня
01:56:20 - Подарок
Елена Жилина, полный автор
02:02:30 - Пуговица
СИМ «Межгород»
02:06:10 - Просыпайся, душа - ст. и муз. Алексея Иващенко
II отделение
02:09:55 - Объявление благодарностей
02:13:14 - Приглашение Льва Кузнецова
Лев Кузнецов
02:13:14 - Слово о фестивале
02:13:59 - О напоминании
02:14:23 - О сущности денег - ст. и муз. Григория Данского
02:17:47 - О Ксении Кузнецовой
Ксения Кузнецова, акк. Лев Кузнецов
02:18:53 - Бродяга - ст. Дмитрия Кедрина, муз. Сергея Швеца
02:20:59 - О крафтовой работе студийцев
02:21:35 - Приглашение Игоря Лазарева
Игорь Лазарев
02:22:00 - О лакунах и благодарности
02:22:55 - Вот мы летим над облаками...
Павел Федосов
02:26:52 - Приглашение Павла Федосова
02:27:29 - О фестивалях АП
02:27:36 - Голуби
Галина и Андрей Соловьёвы
02:31:36 - Приглашение мастеров театральной мастерской
02:32:23 - Благодарственное слово
02:32:50 - Журавлики - ст. и муз. Андрея Соловьёвы
Татьяна Дрыгина
02:32:09 - Приглашение Татьяны Дрыгиной =)
02:35:37 - Слово о фестивале
02:36:19 - Я посадила розочки в саду...
02:37:03 - Я больше никогда тебя не потревожу...
Максим Попов
02:38:34 - Приглашение Максима Попова
02:39:21 - Дорога - ст. и муз. Виктора Луферова
Ольга Чикина
02:43:17 - Приглашение Ольги Чикиной
02:43:34 - О раздвигании мира
02:45:15 - О сложных умных песнях =)
02:47:07 - Морская песня
02:50:53 - Объявление результатов фестиваля
02:54:30 - Финальная песня
02:57:09 - Заключительное слово
Вот такой вот концерт. На звуке - Лев Кузнецов, техник сцены - Алиса Вернигор.
Крафттт
Двери-окна
Отдельно стоит поговорить о памятных призах - дипломах и значках. К первому фестивалю Даша Вавулинская рисовала теперь уже знаменитую афишу - искала бумагу, фотографировала, допиливала в фотошопе... Но это - одна картинка.
Ко второму ДОДу команда художников нарисовала по уникальному диплому для каждого участника! Это потрясающая фишка, но она отняла слишком много сил - и больше никто так не хотел.
В этот раз в отношении дипломов был выбран промежуточный вариант: нарисовали несколько разных картинок, а потом их распечатали в нужном количестве. А основные силы направили на изготовление значков.
Вырезал их Вася Зубарев, раскрашивали в основном Даша и Алиса Романовская, а Яна Гутина заливала эпоксидкой (экземпляры для мастеров). Получившиеся деревянные значки-брошки можно носить хоть на рюкзаке, хоть на гитарном чехле. А ещё их можно приобрести в качестве фестивальского мерча.
Воот.
Большое спасибо всем причастным к этому празднику жизни!
Маша Жданова его снимала, посмотрите, у кого доступ есть =)
Я потом тоже дотянусь, добавлю, может, сюда.
P.S.
В порядке тортика: очевидно, что закулисный символ ДОДа - удод! Я загорелась идеей делать наградных оргкомитетских удодов, но в этом году явно не было ни времени, ни сил. На удода, разумеется, нужно номинировать самых... э, «уставших». В идеальном мире по итогу фестиваля он не присуждается никому. Но это я только что придумала, а вручить первую идею уже успела:
Идея удода
(Праобраз:
В нашем контексте это про авторскую песню высказывание!
Ну а вообще-то - 2 жизни и карта всего-то за пять единиц маны - очень даже неплохая штука, но нужно, чтобы были другие существа на блок и птичка могла бы спокойно летать...)