Заходи же, вода морская,
С горькой пеной и горькой солью
В наш театр абсурда, славный
Каждой ролью...
(с) Мария Кочеткова
Оставить вырубленным свет
И вырвать провод...
(с) Дмитрий Сухарев
...Когда у Вани обрушился синтезатор, я окончательно поняла, что обязана форматом вовсе не Антону Шиловскому и его сборникам, а Межгороду во главе с Ксюшей, потому что получился самый настоящий Кринжовник-2 - версия расширенная и усовершенствованная, где вместо катарсиса - один сумбур. После концерта несколько человек сказали, что видна была моя рука и воля, а во время неунывающий Вова утешил тем, что именно этим хаосом мои мероприятия и хороши... Запрашивали шутовства - получите, распишитесь! Сквозь землю не провалилась наверное только потому, что впереди было ещё несколько интересных вечеров, которые не могла бы себе позволить пропустить.
...Дорогое мироздание вообще удивительно буквально восприняло желание изолироваться от человечества - утром у меня не включился телефон со всеми его будильниками и вопросами выступающих! На самом-то деле я была страшно рада, что не проспала всё целиком... Когда примчалась, межгородцы уже чекались, а постепенно подходящие исполнители спрашивали о программе. Её дублировала на дверь гримёрки героическая Маша Картышова, чей мобильник я в итоге и экспроприировала, потому что переписать все подробности мы однозначно не успевали.
...Три человека до нас не дошли, ещё несколько - дошли не тогда, когда их ждали. Кто-то заранее предупредил, что будет позже. Всё это, конечно, немного поломало мне программу. Но всё равно не так сокрушительно, как прочие бытовые накладки типа забытых слов или иных заминок подобного рода. Однако я безмерно благодарна каждому участнику этого безумия. И вдвойне - команде, приехавшей со Споёмки!
...Я хотела, конечно, больше поговорить и сильнее вовлечь в разговор не только выступающих, но и зрителей, возможно. Но тут нужно нащупать какой-то правильный баланс, потому что с другой стороны хочется пустить песни без лишних пауз между ними, чтобы одно впечатление переходило в другое.
Из находок вечера - сравнение гитарного провода с поводком. Исполнители - как псы звукорежиссёра, ах!
Как бы минимизировать технические паузы, заменив их осмысленными? Пожалуй, чётким расписыванием, кто, когда и зачем. Ведущего (ведущих?) посадить либо с краю, либо в зал, выступающим дать работающую схему. Обязать всех прийти вовремя и быть настороже... Впрочем, вот этого было достаточно - народ следил за происходящим. Иногда даже лучше меня, наверное.
...Как мало в действительности власти у устроителя такого рода движух! Насколько бесполезен режиссёр без актёров! Это к третьей части, конечно, мысль - от власти и могущества ради Большого Секрета должен отказаться Кот.
О мультике мы поговорили мало, практически вообще не поговорили. А мне по-прежнему странным кажется, что Пёс отвергает привязанность и комфорт. Почему они вообще стоят в одном ряду?..
Впрочем, - это уже ниточка к лошадиной части - после эпичной собачьей это странно, но я очень её жду, - придумала недавно формулу счастья (не меньше, ага). Звучит так: «Счастье - это точка равновесия между свободой и комфортом». Если остаться в рамках «собачьего» понимания свободы как осознанного выбора привязанностей, то логика мультфильма становится понятной.
Кстати, вот ещё одна ступенька-в-никуда.
Есть у меня знакомый, исповедующий философию комфорта. Мы с ним спорим о ней периодически - оттого, видимо, что я скатываюсь иногда в философию дискомфорта - а в ней-то тоже есть свои драгоценные руды, обидно за них! Кринжовники, дааа, они все родом отсюда!
...Ещё одна хорошая история - о том, как Маша Смолова написала песню на стихи Саши Чёрного, потому что я была уверена, что слышала её. В такие моменты думаешь, что что-то в получившемся формате есть и от Брусничных полян. Любопытные пересечения.
Наконец, не обошлось и без ЖЖ. Очень люблю тут натыкаться на что-то актуальное - и довольно часто такое происходит. Ну, и мысли человеческие бродят по кругу, и просто есть какие-то вечные темы, и ноосфера не дремлет =)
Зимой, например, вычитала прекрасное.
По ссылке - в полном объёме, там ещё много любопытного, вот выдержка:
...чего мы всё-таки ждем от искусственного интеллекта? В смысле, зачем нам искусственный интеллект, отличный от естественных, которых кругом и так уже восемь миллиардов наплодилось? Мне кажется, что мы на самом деле хотим «умную собаку».
<...> Суть в том, что умная собака в каких-то сложных обстоятельствах (например, хозяин болен, хозяин попал в беду, хозяин погиб, остался маленький ребенок, и т.п.) самостоятельно действует, принимая разумные решения, чтобы спасти себя и хозяев. И весь сюжет в том, как эта собака приключается, находя выход из ситуаций, где и человек бы растерялся. А она вот не теряется, и всё заканчивается хорошо. <...>
Вообще, любой, кто мало-мальски разбирается в животных, сразу скажет, что вот это «хочу такую собаку, как Лесси!» - это не взгляд собачника. Это не взгляд человека, который разбирается в собаках. Это не взгляд Конрада Лоренца (который нарочно немецких овчарок сводил с чау-чау, потому что чистые немцы на его вкус были слишком покладисты и завязаны на хозяина, а ему хотелось более независимую собаку). Это взгляд наивного и эгоистичного ребенка, шести или сорока шести лет, неважно, который мечтает о сказочном волшебном помощнике, разумном и послушном одновременно. Как Сивка-Бурка, как Серый Волк у Иван-Царевича.
Взгляд линдгреновского Малыша, который больше всего на свете хочет собаку, потому что у родителей и сиблингов - своя жизнь, свои интересы, а ему хочется, чтобы был кто-то, целиком и полностью завязанный только на него. Не просто Другой, а Другой, весь смысл жизни которого - в тебе. Опытный собачник вам сразу скажет, что с собакой, скорее всего, тоже так не выйдет - или, если и выйдет, то далеко не сразу, сперва придётся приложить массу усилий, куда больше, чем обычно готово прикладывать наивное дитя. Потому что собака, внезапно, тоже личность, и у неё (хотя она в самом деле от природы завязана на человека, наши предки десять тысяч лет отбирали собак именно по этому признаку) тоже есть свои интересы, зачастую прямо противоречащие интересам хозяина... <...>
То есть, говоря об «искусственном интеллекте», которого бы хотелось лично ему, человек, скорее всего, представляет себе нечто вроде такой идеальной «умной собаки» (которой, повторю ещё раз, в природе не существует). Чтобы это была отдельная разумная личность, друг, помощник и слуга одновременно, у которой - внимание, это ключевой момент! - место собственных интересов занимали бы твои. Искусственному интеллекту для разумности недостает собственных интересов? А они ему и не нужны. У него есть мои. Пусть он интересуется тем, чем интересуюсь я, пусть он говорит о том, о чём хочется поговорить мне, пусть он ревностно и добросовестно преследует мои цели. И пусть лучшей наградой для него будет то, что он угадал и правильно решил поставленную задачу. Именно так, как мне надо.
И именно поэтому - собака, а не человек. Человек - это не то. Мы слишком приучены к тому, что человек - это партнёр, а не слуга. Ситуация, когда человек беспрекословно повинуется и стремится только угодить, для нас неестественна: у нас даже чат-боты, и те капризничают, хамят и обижаются.
(с)
Камышовый Кот Вернулась к этой мысли, когда общалась с Алисой и котом, удивляясь, что кот - лучший собеседник (а колонка в самом деле хамит и обижается!). На концерте этот оставленный в стороне смысл задел Вова Хачатуров:
червячки микрочипов
клацы трещотки дым
словно кот в пять утра
по комнатам
«тыгыдым»
у андроида вместо сердца
кусок брони
донеси меня до весны
да не урони
я сломался
по всем статьям
и закоротил
осторожно
в моей груди
отсырел тротил
мой андроид на вид
намного живей меня
не согреться
осколки прошлого
леденят
королеве сорвало башню
ей мало драм
и теперь нас гвоздит пурга
и винтит буран
но андроид меня не бросит
вернее пса
в центре правой
глазной мембраны
блестит слеза
чиркни спичкой
облей бензином
и дай сгореть
всё проходит
когда-то кончится даже смерть
но андроид как бог несёт меня
сквозь метель
утешая
что видел множество
запчастей
морг встречает нас формалином
и тишиной
морозильник уже заждался
но я живой
мой андроид принёс в ладони
кровавый плод
вот хозяин
вставляй
уверен что подойдёт
Интернет, кстати, утверждает, что это стихотворение Николая Гальцева. Потрясающе собираются ниточки ИИ, собак и слуг!
Были ещё внезапные стихи - Лариса Смирнова читала Михалкова. О самолечении =) И потом ещё Устинова немного.
...Красивого Щербакова принесла с собой Аня Мурашова. А мы в очередной раз сыграли в «дуэт-за-двадцать минут» - на этот раз с Аней Ковалёвой. Не без запинок, но я очень рада, что всё-таки реализовали.
Что ещё... Не попала на своё место - должна была быть после Щербины в исполнении Жени Шеянова - «Тоска» Игоря Белого.
Click to view
Здесь важен этот мотив принесения тоски (того-не-знаю-чего) в рамках игры. Щенячья неразумность, вырастающая в собачью простоту!
А ещё мне нравится связь с псом Коломенского-Смоловой:
По берегу трусил весёлый пёс
И в белой пасти кончик лета нёс -
Внизу зелёный, сверху светло-синий.
Воистину - волшебный помощник, отвечающий за смену сезонов!
Но, если «Тоска» в программу не попала, то её автор собственной персоной - да! Говорю же, сумбур.
Ещё одна непрозвучавшая песня пойдёт в концерт-эпилог (который я упорно всю дорогу называла «эпиграфом», ааа), поэтому спойлерить пока не буду. Ждите в августе =)
Кроме собак и собак-андроидов было немного лесного зверья: волчонок у Макса Розенштока, успевшего почти всё разучить, несмотря на уверения в обратном, и лиса у меня. Хотя из зала поправили, что ошибаюсь - и в оригинале у Экзюпери Лис мужского рода, как мы и привыкли. Однако, споры, как заявляет всеведующий интернет, у русских переводчиков действительно были.
(Таки да - он «ле ренар»
- Je ne puis pas jouer avec toi, dit le renard. )
Но подробнее мы об этом в мае обещали, ладно. Закинули удочку. (Не удержусь - там - удочку, здесь -
ссылочку.)
Ещё из межгородцев были Гоша Гурьев и Алиса Вернигор с распрекрасным Салчаком-Деревягиным. И сама Ксюша - с Исакевичем и восхитительнейшим «Концом сезона» с понятием «собачьего долга». Закончили вечер «Собачкой Тябой», конечно. Без всяких философий!
Отдушиной от всяких размышлений и нагнетаний были Хихирадио - Катя Лазуткина и Сергей Шилков (они нашли классный второй куплет, о котором я даже не знала!) - и Костя Руднов с Дорофеевым.
Ну и про Ваню Ялынского нужно ещё раз отдельно сказать. Во-первых, на нём был финальный блок! Во-вторых, ему эпичности досталось сильнее всего:
Click to view
И, конечно, же особая благодарность Але Коротенко, исполнившей заглавную песню программы! (Тут, кстати, я не могу не порадоваться безмерно, что Ольга Сергеевна, вдохновившись идеей концерта, дала ему рекламу. Оччень приятно!).
Ещё был воющий-пёс-этажом-выше Марии Кочетковой. С этой песни, услышанной летом в морском концерте, начал раскручиваться весь клубок. А открывала всё это действо Гюзель Гвоздевская с Долиной. Кажется, всех назвала =)
Ничего, издалека если посмотреть, то не так уж и катастрофично вышло. Хотя я на каждом мероприятии с одной стороны анонсы раздаю налево и направо, а с другой обещаю себе никогда больше... Вот так вот она - философия дискомфорта - и выглядит.
Если серьёзно, то ещё раз спасибо всем участникам!
Льву Кузнецову - за звук, Юле Кузнецовой и Насте Щукарёвой (которую я неправильно представила, понятия не имея о точечках!) - за свет и трансляцию, Антону Шиловскому - за вторую камеру. Выступающим - и зрителям!
Click to view
Тайминг для страждущих под катом.
I отделение
00:00 - Вступительное слово. Немного о формате
00:47 - О «Большом секрете для маленькой компании». Концерт про подумать
Гюзель Гвоздевская
02:38 - Меня он слушается, мужа - любит...
02:52 - Мой дом летает - ст. и муз. Вероники Долиной
05:41 - О «Письмах на заметку»
05:56 - Сумбур и символизм. Об Антоне Шиловском, шиловниках и не-шиловниках
07:31 - О переезде «Гипериона»
08:14 - Ещё раз о программе
Мария Смолова
09:10 - История «Арапкиной молитвы» (исполнена во втором отделении)
10:08 - Мы шли на лодке по лесной реке - ст. Дмитрия Коломенского, муз. Марии Смоловой
14:25 - О силе убеждённости
Лариса Смирнова
15:13 - Все собаки когда-то были щенками
15:28 - Щенок - ст. Сергея Михалкова
17:51 - О ЦАПе
Иван Ялынский
18:41 - Со мною вот что происходит - ст. Евгения Евтушенко, муз. Микаэла Таривердиева
21:08 - О посвящении *
Аня Ковалёва
22:03 - Старый друг - ст. Евгения Евтушенко, муз. Виктора Берковского
Макс Розеншток
25:38 - А тексты я никогда не учу... **
26:19 - Прощай, позабудь - ст. Иосифа Бродского, муз. Александра Дулова
Вова Хачатуров
29:54 - червячки микрочипов - ст. Николая Гальцева
31:32 - Детский рисунок - ст. и муз. Евгения Клячкина
33:24 - О псах, технике и Алисе
Макс Розеншток
35:07 - Прикидываюсь - ст. Нины Королёвой, муз. Александра Дулова
Гоша Гурьев
38:21 - Экзюпери - ст. и муз. Павла Пиковского
Алька Коленбет
41:09 - Концерт песен про Экзюпери
41:49 - О Лисе, Лисе и приручении
43:13 - Гордиев узел - ст. и муз. Александры Коленбет
46:24 - Последняя собака - ст. Глеба Горбовского, муз. Александры Коленбет
48:14 - О названии концерта
Аля Коротенко
48:52 - На корточках - ст. и муз. Ольги Чикиной
Катя Лазуткина и Сергей Шилков
52:45 - Мы полезли в интернет и нашли второй куплет! О Владимире Комарове и Михаиле Либине
54:32 - Человек собаке друг - ст. Михаила Либина, муз. Владимира Комарова
56:26 - Куплет про Костромина
57:27 - Это знает всякий - ст. Юрия Энтина, муз. Евгения Крылатова
Гоша Гурьев
01:00:22 - Большой собачий секрет - ст. Юнны Мориц, муз. Сергея Никитина
II отделение
01:03:36 - Начало второго отделения. О поднятых аспектах собачести
Мария Смолова
01:05:10 - Ещё раз об «Арапкиной молитве»
01:05:30 - Арапкина молитва - ст. Саши Чёрного, муз. Марии Смоловой
01:08:09 - Приглашение на концерт 29 марта
Аня Мурашова
01:08:48 - О повторяющейся строчке и изменениях формы и содержания
01:10:38 - Мне светло, что ты есть... - ст. Юрия Устинова
01:13:19 - О «Бродягах»
01:14:02 - Бродяги - ст. и муз. Михаила Щербакова, акк. Максим Розеншток
01:17:01 - Колыбельная - ст. и муз. Михаила Щербакова, акк. Анна Ковалёва
Аня Ковалёва и Алька Коленбет
01:20:33 - Кто колотит хвостом?
01:21:10 - Баллада о щепке - ст. Юнны Мориц, муз. Сергея Никитина
Мария Кочеткова
01:24:17 - О серьёзной подготовке к концерту
01:24:53 - Синяя собака - ст. и муз. Марии Маховой
01:27:17 - О воющих псах
01:27:44 - Воет пёс этажом выше - ст. и муз. Марии Кочетковой
01:29:33 - Ещё о воющих псах
Аля Коротенко
01:30:45 - Качели - ст. и муз. Веры Матвеевой
Женя Шеянов
01:34:41 - Гроза в Москве - ст. и муз. Александра Щербины
Игорь Белый
01:39:46 - Трезорка - ст. и муз. Игоря Белого
01:42:35 - Песня юнги - ст. и муз. Игоря Белого
01:45:09 - Прогулка с Удачей - ст. и муз. Игоря Белого
01:47:52 - О щенках в трюме, Грине и лошадях
Ксения Кузнецова
01:48:59 - Сто байт одиночества - ст. и муз. Евгения Исакевича
01:53:00 - Конец сезона - ст. Дмитрия Сухарева, муз. Виктора Берковского, акк. Лев Кузнецов
Алиса Вернигор
01:55:51 - Одна о привязанности, другая - о собаках
01:56:14 - Небесный глазок - ст. и муз. Павла Фахртдинова
01:59:53 - Я дарю тебе пса - ст. Игоря Салчака, муз. Александра Деревягина
Константин Руднов
02:04:23 - О космических собаках
02:04:45 - О Никите Дорофееве
02:05:17 - Джедай - ст. и муз. Никиты Дорофеева
Иван Ялынский
02:08:50 - Мы с тобой давно уже не те - ст. и муз. Юрия Аделунга ***
Все-все-все
02:14:10 - Ёжик резиновый - ст. Юнны Мориц, муз. Сергея Никитина
02:17:06 - Божественная суббота - ст. Булата Окуджавы, муз. Виктора Берковского
02:19:22 - Песенка о собачке Тябе - ст. Дмитрия Сухарева, муз. Виктора Берковского
02:21:53 - Благодарственное слово
* «Со мною вот что происходит» - как и помнилось, посвящено Белле Ахмадуллиной
** - организатору на заметку
*** - о, а здесь было забавно. Я поместила Аделунга в программу по каким-то туманным соображениям - скорее обще-оптимистическим. Типа, хватит, наскулились. А оказалось, что там-таки тоже есть пёс! Причём ещё и образ какой - парусный корабль, как пёс на привязи. Очень красиво ведь! Ну и с «Песней юнги», на которую тоже не могла рассчитывать по умолчанию, прекрасно сочлась, все узелки завязались. Повезло мне =)
Лошадиная часть запланирована на 19 апреля. Речь пойдёт о свободе и искусстве. Уже смешно, да.