Порция мыслей разной степени выдержанности, в основном очень старых на новом витке.
(Утренняя внезапность: человек-улитка - это всего-навсего тот, кто легко обживается на любом месте, быстро привыкает к смене обстановки и комфортно чувствует себя в новой локации (оттого лишь, что всё-своё-ношу-с-собой, мой-дом-моя-крепость - и это просто личное пространство, вечная ракушка, в которой всегда можно запереться, где бы ты ни находился физически).
Так одна прекрасная подруга три года (!) упорно (в смысле - последовательно) говорила «после пар поеду в общежитие», а «домой» выбиралась раз в неделю в лучшем случае. И хотя жизнь, интересы, планы и будущее были в Москве, «дома» здесь же у неё совершенно искренне не существовало. И меня всегда забавляла эта удивительная разница в восприятии; сама так же непроизвольно начинала называть «домом» свой (всегда - условно «свой», к кому уж на голову свалюсь...) костёр уже через семь-десять часов после его обживания. Разумнее, конечно, выработать какой-то промежуточный подход; но к виткам-спиралям сейчас вспомнилось.)
А тезис сегодняшнего дня: «Лучше быть идиотом, чем невротиком».
В смысле - лучше пребывать в раздражающем состоянии счастливого наивного оптимиста, чем бесконечно просчитывать все возможные последствия каждого негативного сценария.
Это возвращает к идее о противостоянии двух важнейших качеств человека - доброты и ума. По-прежнему в разное время по-разному отвечаю на вопрос, что важнее. Вот, допустим, его прямо ребром и поставим: либо - либо.
С условно «злыми» умными людьми сразу некомфортно, но от добрых «глупцов» (ещё раз - условно) в далёкой перспективе хочется бежать на край света. Иногда - а иногда наоборот: никакой интеллект не искупит жестокосердия или никакая недалёкость не испортит настоящей душевности.
Разумеется, это непримиримая оппозиция дудочка/кувшинчик! Или даже прямее - чудесная финская сказка про волшебную жемчужину:
- Эта жемчужина принесёт Адальмине красоту и таланты, ум и богатство, никто не сможет сравниться с ней. Но эти дары заключены именно в жемчужине. Стоит принцессе потерять её, как она тут же потеряет и все волшебные качества.
Этот подарок очень, очень понравился королю и королеве (сама принцесса не могла его оценить - она была ещё очень мала).
Тут к колыбели принцессы подошла сиреневая фея и сказала так:
- Конечно, принцессе подарили прекрасный подарок. Но и мой не так плох. Правда, она не сможет получить его, пока жемчужина у неё. Но вот если Адальмина вдруг потеряет жемчужину и вместе с ней и все волшебные дары розовой феи, то тогда взамен потерянного она получит мой подарок - доброе сердце.
У Топелиуса, правда, глупо всё заканчивается, потому что Адальмина в конечном итоге умудряется и рыбку съесть, и косточкой не подавиться - но это художественный произвол, крайне неубедительно.
Благодаря nikajavizhu нашла ту книгу. Иллюстрации Тамары Юфы
Зато есть прямо о том же «Цветы для Элджернона», хе.
Я, собственно, к чему.
В условиях всеобщего раздрая мы все по очереди выполняем друг для друга роль утешителей и утешаемых, по очереди бываем то ведущими, то ведомыми. Как со страхом - если кто-то уже боится, то тебе не страшно, потому что нужно что-то делать с холодной головой, взять на себя ответственность за товарища и спастись вместе с ним. И спасибо тому, кто забирает на себя двойную порцию страха, пусть и невольно!
Когда приходится успокаивать и заряжать надеждой кого-то другого, испытываем могучий эмоциональный подъём, невольно начинаем верить во что-то хорошее - говорим убеждённо и жарко. Когда потом скатываемся к нытью и открываем глаза невыразимой печали - критически осмысливаем тот же самый утешительный бред, который сами несли чуть раньше. Что не помешает повторять цикл до бесконечности, когда подвернётся тот, кому хуже.
Если так посмотреть, то плохое настроение каждого из нас - возможность накопить оптимизма для кого-то другого. Вроде как симметрия.
Но это с одной стороны. А с другой - неразрешённый деструктив преумножается от повторения, от циркуляции. И лучше уменьшить амплитуду этих безумных колебаний. Проще всего это сделать за счёт нейтрализации негативных реакций.
Засада тут в вечном «меньше всего любви достаётся нашим самым любимым людям» и быковском «любим одних, а палим-то по другим». Вырабатываются одни круги, где «держимся» до последнего - и другие, где можно выговориться. Поправьте меня, если я обобщаю безосновательно, но это, кажется, общее место, что, действительно, приличнее всего мы ведём себя с самыми далёкими, а с близкими расслабляемся, поднимаем забрала - и любая «доверительность» на деле чаще оборачивается стравливанием пара, а не разделением общей радости, какого-то сакрального опыта...
Во-первых, это просто нечестно.
Во-вторых, идея «выговаривания» принципиально иная. Никому не нужна праздная болтовня, это признак бессилия. Никому не нужно говорить ради звучания, без обратной связи - и не от какого-то там абстрактного дяди Васи. Хочется нормализации ситуации, реальных изменений, а не временных психологических затычек. Для этого «выговаривание» должно быть адресным. Но тут ряд своих проблем - часто адресат категорически не доступен. Или не заинтересован. Или вообще не знает о вашем существовании - или вы не знаете, к кому именно надо идти с обсуждением.
И тогда остаётся только переливать из пустого в порожнее, медленно зверея.
Возращаемся к исходному тезису. На фоне объективно плохого психологического состояния общества в целом неплохо было бы перманентно сеять разумное-доброе-вечное-светлое и тёплое... Но по факту от таких радужных фасадов над неразрешёнными провалами лучше не становится никому. Если только не отключить, да, критицизм, становясь не просто «счастливым», а именно что «счастливым идиотом».
Думаю, разница между шутами и юродивыми именно в этом. Шуты умны, но злы. Именно поэтому при дворе держали их - за строгий взгляд и возможность дать работающий совет.
А юродивые злыми не бывают, но они далеко не всегда даже мудры. Они учат общество быть смиреннее и великодушнее за счёт того, что выступают антипримером. Пророчества тут уже бонусом идут. Но юродивого нельзя (да и не хочется, это ведь очень тяжело) привязать к одному месту. Запроса на шутовство тоже как-то не наблюдается. Между тем абсолютно уверена, что каждая медийная личность на самых высоких уровнях сейчас должна всерьёз подумать о социально-политическом консультанте. С психологическим образованием желательно.
Причина, по которой мало кто хочет выдохнуть и довериться сегодняшнему дню в том, что, пока ты дрожишь от каждого ветерка, ты вроде как готов к настоящему урагану. Иллюзия, что вовремя забежишь в домик и отправишься в свой Канзас, воспользовавшись разрушительной силой продуктивно.
Но бесконечное состояние готовности только раздувает панику вокруг и делает невозможным продолжение повседневной жизни. В том числе и для окружающих. А ситуация, в которой ураган очистителен и необходим, ненормальна. Только вот для её исправления нужно перешагнуть через желание собственной безопасности. Как говорится, дураков нет...
И всё же на данный момент из «ума» и «доброты» я бы выбирала второе.
Борьбу с иррациональностью человечество уже проиграло. Мы не верим друг другу, не признаём аргументы друг друга, не способны слушать, ранимся даже о незначительные разногласия. Такое время - и в этом нет вины обывателя. Ни маленького человека-в-футляре, человека-улитки, ни даже того, кто гордо реет буревестником, впадая в романтический инфантилизм. Ни ведомого, ни ведущего, ни злого, ни глупого... Зато любого из них - любого из нас - можно сделать ещё ничтожнее, ещё несчастнее, ещё злее и потеряннее. Это гораздо проще, чем вопреки всему выступить единым целым - во имя человечества. (Какое у него имя?..)
И я говорю не о необходимости смотреть в лицо неразрешимым противоречиям - вот уж чего сама не хочу нисколечко!.. Оставим клубки паркам.
Я о другом - о прыжке, который даже больше, чем прыжок веры, потому что только юродивые сейчас верят. Хотя бы, да, в человечность. Нет, вера осмеяна и обречена: стоит выйти за пределы круга от лампочки, очевидно, что по умолчанию рассчитывать на совместное преодоление разрыва не приходится. Казалось бы - столько страха, замкнутости, безнадёги и упадка, что логично сплотиться. Но логики ни вокруг нас, ни в наших действиях нет настолько давно, что смешно о ней и вспоминать.
Именно поэтому самое нелогичное, абсурдное, дурацкое (в хорошем смысле) решение - решение доверять, не веря; прыгать, не доверяя; перешагивать через индивидуализм, не рассчитывая на коллектив - становится той последней волшебной соломинкой, на которой устоит болезная наша черепаха.
Действительно, это уже и не «доброта», это что-то за гранью разумного, понятного и даже сказочного.
Но преодоление, да.
Себя - своих раковин и иерархий, уныния и симпатий, гордости и предубеждений, преступлений и наказаний, худого мира и добрых ссор... Отказаться в равной степени и от хорошего, и от плохого, чтобы стать одной функцией, скрепляющим раствором. Обнулиться, застыть в равновесии - плечо к плечу, локоть к локтю. Побыть атлантами положенные пятнадцать минут, пока мир не схватится.
А потом можно хоть опять на сто миллионов лет расползтись по норам с собственными правилами игры. Заслужим такое баловство.
Click to view