Про кузнечиков вообще много всего можно сказать, но хотела только двумя текстами поделиться сразу уж! (А по дороге и синтез нашёлся восхитительный!)
Это, конечно, немного не то, потому что, как мне представляется, правильный антитезис на тезис опираться-то не должен. Если автор просто полемизирует с первоисточником, надо говорить уже об отсылках - и никакого синтеза тогда быть не может. Но для простоты пока можно смешать оба этих случая.
Невероятно красиво тут следующее - это стихотворение, озеровское, нашла в апреле 2019. Вот они, хе, три года отставания - даром, что в это своё водное открытие я уже не верю =)
(Точнее, кажется теперь, что вода даёт практику отрыва от времени, а трава - позволяет её осознать и учит правильно пользоваться. И что только после признания ценности настоящего можно свободно и спокойно его покидать - чем теперь радостно и занимаюсь, когда нужно. А ещё кажется, что мне ужасно не хватает соответствующей репутации - и каких-нибудь дополнительных ста лет опыта - чтобы эти сентенции действительно были восприняты правильно и пригодились кому-нибудь ещё. Буду верить в будущие поколения, что остаётся-то!)
К Озерову! Стихотворение обо всём разом - и об очевидности тоже.
Можно, получается, ничем не владеть, кроме бродячего сюжета, древней басни, сказочки - но именно эта возведённая в абсолют простота даёт самое глубокое знание о мире.
(Невольно начинаешь думать об Окуджаве - и вообще об АП золотых времён; о трёх аккордах и типических мелодиях. Ну, хорошо, это уже не совсем об Окуджаве...
Просто принцип «что вижу, о том и пою».. он, вообще-то, не лишён оснований. Это естественное, незамысловатое искусство, когда любой желающий берёт гитару и поёт - сидя у огня - об огне... оно глубоко! Понятно щербиновское увлечение графоманами!
Другой вопрос, что художественности (уж кто как её себе представляет) тоже хочется. И что, в общем-то, художественность не всегда мешает глубине.
А ещё, что по большому счёту разве мы не видим того, о чём поём? Пусть и умозрительно...)
Всё, умолкаю - и вот вам прекрасного!
Владислав Озеров, 90-ые годы XVIII века
Кузнечик ветреный, про стужу позабыв,
Все красны дни пропел среди веселых нив,
Как вдруг зима: не стало в поле крошки,
Ни червячков, ни мушечек, ни мошки,
Чем душу пропитать.
Пришлося умереть иль где взаймы искать.
Кузнечик к Муравью, ближайшему соседу,
Явился к самому обеду:
«Почтенный Муравей, премудрый сын земли,
Запаса твоего частичку удели!
Я уверяю клятвой,
Что с ростом всё отдам пред будущею жатвой!»
Но Муравей довольно всем знаком:
Великий скопидом,
Ни зернышка он даром не погубит,
Охотник собирать, а раздавать не любит.
«Да как же запастись ты в лето не успел?»
Спросил Кузнечика капиталист нечивый.
- «Я, малым быв счастливый,
И день и ночь напевы пел
Всем встречным
И поперечным,
Не чаяв летним дням конца».
- «Так ты, голубчик, пел? Пляши же голубца!»
Дмитрий Быков, наше время
Click to view
Ольга Родионова, наше время
Click to view
То, что эту потрясающую песню никто не поёт, - потеря для человечества!
...А сюжет этот - басенный - мы в ШЮФе разбирали, у меня где-то должна была сохраниться подборка, текстов десять разных. Очень там всё интересно, может потом руки дойдут рассказать тоже. Например, вроде как «в оригинале» (насколько он вообще установим) главный герой - Цикада.