Ещё два слова о словах

Apr 02, 2022 20:40


За два дня сделала два срочных дела - из шести. Остальные четыре как бы тоже нужны вот прямо ко вчера, то есть по-хорошему должна либо судорожно что-то исправлять, либо бегать по потолку в панике... Но нет же! Радость от наличия хоть какого-то результата коварно нашёптывает, что я уже молодец - и могу теперь расслабиться, раз славно поработала. Что даже странные люди, которые по долгу службы со всех сторон и в огромном количестве чего-то от меня ждут, не настолько наивны, чтобы к этим своим ожиданиям (ну или просто ко мне...) относиться серьёзно.



Впрочем, поняла недавно, что, восторгаясь связью блаженной дурости и филологии, провозглашая торжество шутовства и балдея от бардовской свободы, в действительности чаще боюсь сама следовать этой дорогой; пытаюсь от неё увильнуть в безопасное и рассудочное.

И про молчание со словами красивые вещи поняла. Что это водная и огненная стихии. Баланс между ними, конечно, нужен: он пока так и представляется - в виде костра у реки. Спокойствие воды, её замкнутость и наблюдательность, безвременье, отпущенное на тихий ход мыслей, книги - в конце концов! Всё это об отстранении, немоте и смерти, да. А слова - проявление огня. Жажда жизни, любой свет, любая отдача; искренность, безумные идеи, требующие воплощения; первобытный тютчевский хаос! Песни. Возвращение во время, в мир, возможность что-то менять - или создавать принципиально новое.

Простые вещи, конечно, но почему-то сразу не сложились. Хотя все ключики были: в частности, ходила с этим потрясающим стихотворением, которое всё переоткрывается и с декабря не отпускает.

- О чем огонь с огнём говорит? - Говорит,
Что тело его горит и душа горит,
Что пламя есть форма жизни, её извод,
И кто не горит - тот, в сущности, не живёт.

- Что шепчет воде вода? - Журчит вода,
Что смерть приходит в виде пара и льда,
Однако и смерть не вечна - о чём и речь -
Что надо течь - до тех пор, пока можно - течь...

Сперва порадовало, как точно выражены мысли, которые чуть раньше поймала на РЭКСе. И разозлили страшно слова про того, кто не горит! Из молчаливой водной фазы обидно такое слышать, потому что чужое горение в ней особенно ярко видится. И вот собственных сил, собственных слов нет, а тут тебя в это ещё и тыкают, дескать, зря землю топчешь.

А (очевидная тоже) связь между жизнью-огнём и словом совсем недавно догнала. Тут, если сложится, квартирник будет, начала думать о программе-названии. Одна сплошная патетика, зато новый виток понимания.

Что нельзя думать меньше, чтобы говорить меньше - потому что это явления разного порядка. И даже наоборот выходит: чем меньше думаешь, тем больше говоришь. Либо спокоен, как водная гладь, либо безумен, как пламя.

Что, действительно, моменты тишины необходимы - но у настоящих шутов они кратковременны, а потому незаметны со стороны. Или, может, им вовсе не нужно наблюдать и слушать, они просто подключены к Логосу напрямую - и транслируют себе, счастливцы =)
И да, я думаю, что умение слышать сохраняется - и можно его из водной фазы перенести в огненную.

Что верить собственным словам можно только в момент их произнесения. Да, ничего не пропадает зря, отзвучавшее навсегда остаётся. Но оно со временем меняет очертания за новыми словами и новыми мыслями.

Что для слов важно не «свои» они или «чужие», а из какого состояния прозвучали - это одна из многих огненных реплик или выверенное, редкое и прицельное слово воды. Понятно же, что условная немота, тишина может и говорить тоже - просто она говорит не то, не совсем то или просто в тысячу раз меньше, чем думает про себя.

(Тут вообще нужно оговориться, что огонь пробивается из-под воды, а вода поднимается из огня. То есть, когда в фазе воды всё же что-то произносим - обращаемся к огненным началам, но сильно скорректированным. Когда в фазе огня теряем непосредственность, обнаруживаем внутри себя воду, значит скоро она совсем затопит пламя, подменит его. Это неизбежно. Если уж критицизм включился, то обратно не отыграешь, пока снова не впадёшь в восторг. Но на момент начала перехода преобладает предыдущее состояние (что логично), поэтому для простоты можно говорить о словах воды.)



Нельзя не =)

Про оппозицию «свой / чужой»... Она тесно связана с идей границ и с целостностью - и тут начинаются сложности.
В границы я верю - и в целостность теперь тоже. А в разделение - нет.

То есть, как. Вопрос своего-чужого фольклорен, архаичен и, конечно, определяет и нас самих, и наше поведение. Его нельзя не брать во внимание. Но всё-таки и это противопоставление тоже наносное. Результат эволюции, правило выживания - генетически закрепившееся, но не присущее человеку изначально. И, если это так, то от него можно отказаться. Наверное.

Знаю только, как это работает для меня: просто есть черта, которую переходить никому нельзя. Если так случается, я обращаюсь к мудрости предков с их отмежёвыванием и отказываюсь от глобальной любви к каждому представителю нашего злосчастного вида по умолчанию в пользу оберегания «своих» - и через них - собственного уютного и уже ясно очерченного мирка. Потом потихоньку возвращаюсь к старым установкам, но оставляю за пределами внимания тех, кто однажды задел. У всех этот порог на разной высоте - в идеале его вовсе нет, но на такое просветление я лично совершенно не претендую, да и представляю с трудом.
Впрочем, тут открыт вопрос о том, изменяемая ли это величина. Должно быть, да, но пока меня и текущий уровень устраивает =)

...Вот ещё, что думаю. Границы - это водная поверхность. В огненной фазе их нет, напротив, одна распахнутость - и внутри воды тоже всё переплетено, только течения. И тем более никакой тренинг-по-формированию, никакие психологические теории не научат быть шутом. А быть водой в разы проще, как ни посмотри. Но целостность при этом всем свойственна, если не раздираться противоречиями.

Тут самое интересное начинается. О переходах из одного состояния в другое - и о том, как с этим жить.

Человеку ведь жизненно необходимо иногда смотреть на огонь, но иногда - на воду. Мы - каждый по отдельности - тоже ищем в собеседниках то одно, то другое. И при этом сами то одни, то другие (хотя, кажется, есть предпочитаемая фаза, в которой сидим чаще). И скорость изменений своя!

Встаёт вопрос о направленности этих изменений, о совпадении или несовпадении фаз. Огромное поле для изучения, потому что никаких очевидных закономерностей. И, наверное, мы только тогда можем сказать, что знаем человека, когда попеременно сравнили все эти грани общения.

Воде нужно наблюдать за огнём - но издалека, иначе он начинает раздражать. Не в бытовом смысле (по крайней мере не в первую очередь). Просто становится тяжело сосуществовать, впадаешь в самокопания и ещё сильнее ныряешь. Хотя в отдельных случаях, наоборот, испаряешься радостно, вовлекаешься в огненную жизнь, отражаешь его горение.

Огонь с огнём могут как раскрутить земной шар в обратную сторону, так и поколотить друг друга в ярости - зависит от точки приложения сил. Ещё - один из собеседников в огненной фазе неизбежно подавляет второго, в худшем случае даже вытесняет его в воду. Последний вариант очень нехороший, честное слово.

Вода с водой прекрасно понимают настроения друг друга, но в действительности страшно далеки и закрыты. Это вообще самая хитрая комбинация. Предельная собранность с обеих сторон, обострённое внимание - и много выводов. Но рано или поздно назревает необходимость их сопоставить, сравнить впечатления, заговорить. Тут будет движение в одну сторону, но с небольшим шагом, так кажется.

Огню нужно тушиться о воду, потому что переходить в её состояние, прогорая до основания, мучительнее. И вообще нужно и совесть знать с этой его энергией бесконечной! Но ещё вода для него - самый благодарный слушатель. И возможно именно вода, перейдя в огненную ипостась, в итоге реализует хоть что-то из его сумасбродных планов.

И есть ещё смятение, в котором ни одна из этих фаз не сохраняется надолго - постоянное изменение, пар во все стороны, раздрай и упадок, вечное пограничное состояние. Тут никакой контекст не поможет, только прицельное приведение хоть к какому-то разумному виду. Спасибо тем людям, которые согласны на такие подвиги!

В более простых случаях, очевидно, надо следить за влияниями. Вода закрыта, так что её сложнее вывести из себя каким-то случайным словом. Огонь - наоборот. Триггернётся - и мгновенно изменится. Зато вода посидит-посидит, подумает-подумает - и вскипит каким-нибудь вулканом. С огромным количеством новых мыслей, которые болтуну-огню в голову никогда бы не пришли - потому что думать некогда.

По большому счёту лучше всего взять оба этих начала под контроль! Чтобы меняться плавно, в одном темпе с окружающим (локально) миром. И, да, это совершеннейшая нелепица - к тому же противоречит как пути огня, так и пути воды =)

По Коломенскому это третья строфа:

- Про что трава траве говорит? - Трава
Поёт, что природа жизни во всём права,
Что множественность смертей на краю зимы
Есть верный способ избегнуть конечной тьмы.

Правда, не очень понятно, что остаётся на долю травы после того, как слова и немота разобраны. Смирение?

Но - последним аккордом - всё это не для нас:

- А что говорит человек человеку? - Я
Не слышу. Я глух абсолютно, ведь я - змея.
И как ни вопи они - весь их крикливый род
Похож на разинутый в вечность безмолвный рот.

То есть, по умолчанию - не для нас. А захотим - научимся и огонь, и воду, и траву слушать, и скарапей глотать. Иначе не было бы ни языка, ни музыки, ни поэзии. Вообще ничего, одна тщета. А это не так - что совершенно прекрасно!

...Что ещё должна добавить? Мне не слишком нравится, как это звучит в пересказе. Схематизация, механизация - и эзотерика какая-то к тому же. Но огненно-словесная связь, наоборот, оччень нравится, а остальное логически выводится, так что ничего не поделаешь.

На выходе получается полуигровая концепция (не всерьёз же каждый раз примерять эти формулы!), но всё же она, если и не прикладной инструмент, то к каким-то новым ракурсам может подтолкнуть.

Во всяком случае, вопросы равновесия и синхронизации кажутся важными. Это о том же умении не испарять и не тушить друг друга по невнимательности. Но быть готовыми отдавать что тепло, что прохладу.

Вот вода у меня в каждой полуторной песне, «Флейты» ругались буквально вчера. Люблю её, конечно, невероятно, но и огонь люблю со страшной силой. Сама просто не умею его сохранять - долго по крайней мере.
Надо учиться. А то о какой вообще филологии говорить!

Кстати, про филологию тоже открыла, что она - деятельна.
И это потрясающе.

Какой прок от всего этого потока сознания - не знаю. Но, была бы настоящим шутом, - искренне бы не парилась =)

Пока что пойду дальше страдать над третьим делом...
А, ну вот ещё прекрасное напоследок:

image Click to view



песни, филология, поэзия, книги, психика, мозг, ерофеевское, как говорил незабвенный Кири-Куки, дмитрий коломенский, сессия, 2022, Флейты адмирала Шишкова, распрекрасное, теория и практика коммуникации, печальное, всякое, фольклор, мультфильмы, настолки

Previous post Next post
Up