Москва - Архангельск

Nov 26, 2020 03:32


Практика, но не диалектологическая, по сравнению с которой всё остальное меркнет, всего лишь фольклорная после первого курса. Я её даже и сдала-то не настолько поздно, только на год просрочила... Зато теперь, когда негативные эмоции достаточно отступили, интересно возвращаться в то время. Что ни день, то эпичность какая-нибудь. Но тогда это всё дико утомило, и переслушивать ещё раз нашу праздную болтовню не было ни сил, ни желания.

Сейчас же - история. Так что даже имена менять не буду, с тех пор столько всего поменялось, получается чуть ли не о других людях.



«3 июля, едем в поезде.
Рома сейчас начал спор о предназначении филологов. Говорили о культуре, политике, истории, об общем коде и детях. В конце концов я не выдержала и заикнулась про мою любимую элитарность, за что тут же огребла от Ани, что, может, и буду хорошим специалистом, но в любом случае останусь плохим педагогом.

Может и звучит жестоко, но на всех немотивированных я в самом деле ставлю крест. Не на всю жизнь, не на них-личностях, но на них-учениках до тех пор, пока они сами не захотят этого изменить. Внутренняя мотивация - важнейшее свойство человека, способного учиться. Никуда ты без неё не уйдёшь, никем не станешь. И не надо, не надо насильно тебя тогда тащить, превращая незнание материала в знание клише и шаблонов. Если не можешь учиться сам, забудь про то, что кто-то тебя во что-то превратит.

Аня сказала, что это отвратительная позиция, что так нельзя относиться к детям, ведь они маленькие и сами не знают, чего хотят. Но в моей идеальной школе нет места тюфякам, хотя я прекрасно осознаю, что они вполне могут быть хорошими людьми. Просто для них - другое.

Рома считает, что нельзя научить педагогике. А культуре что - можно? Нет, если у нас с тобой нет одного кода, о чём мы будем говорить?

Напротив, ищущие - обретают. Миссионеры идут в лес, но крестят не всех туземцев, а только тех, кто сам этого захочет. Да, «проповедовать» мы должны всем, но учить глубоко и по-настоящему - только способных, то есть жаждущих. И я готова тратить своё время на десятерых желающих троечников, но не на одного спящего отличника. И это просто правда жизни. Легко обвинять в неумении, не зная контраргументов, легко записать во враги народа за несогласие, но у меня есть все основания так считать и силы это говорить. Наверное, мы ещё вернёмся к этому разговору позже.

В причислении себя к элите есть что-то снобистское, но сложно понять, гордость это или гордыня. Ведь принадлежность к культуре обязывает и действительно многого требует от человека. И потому наша задача - помочь, а не тащить волоком. Погрузить, а не научить плавать сразу всех».

Мххх... Это где-то два-три часа ночи, так что я пошла к кипятку, потому что свет оставался только там. Писать приходилось на весу, но понятно, что другого времени не нашлось бы, а просто успокоиться и пойти спать, само собой, было выше моих сил.

Но вообще это было красиво. Мы сидели в одном блоке - человек семь-восемь первокурсников, точнее... уже снова маргиналов. Сессия закрыта, половина лета за спиной, ты уже не так глуп, как абитуриент, но всё-таки ещё не можешь считаться второкурсником. Говорили мы долго, сперва видели лица друга друга, но под конец одни только глаза блестящие остались. «Все школьники равны, просто к каждому нужен свой подход. Их надо учить жизни, помогать с самоопределением, ведь они ещё дети малые». И я долго молчала, ждала возражений от кого-нибудь другого. Но и потом, после прорвавшегося всё-таки недоумения не нашла единомышленников. Лагерь Ани-Ромы победил со страшным отрывом.

Возмущали меня тогда два факта. Нет, наверное, больше, но основных два.

Главный - что вообще странно говорить о предназначении филолога, если позволяешь себе ругаться. Ладно, не можешь иначе, ну что поделать, но зачем тогда впадать в теоретизирования о - не побоюсь этого слова - высоком? Но такие вещи, их же не объяснишь.

Хотя об этом тоже говорили - о том, как можно вытаскивать людей из условных «подъездов». Что нет ничего неправильного в том, чтобы знать язык тех, кого собираешься вытаскивать. Пытались упрекнуть в том, что я гопников за людей не держу. Это всё же не совсем так. Но не горю желанием общаться, конечно. И не понимаю, кто даёт им право осквернять общее языковое пространство. До тех пор, пока они не нарушают литературных норм, - люди как люди. Кто ж их заставляет всё портить и почему остальные должны молча смиряться, лишь бы их не заподозрили в высокомерии?

В любом случае если человек сам этого не понимает, то недостаточно просто сказать ему, в чём штука. Я наверняка не стала. Тем более, что Рома - мой напарник, все эти три недели мы вместе ходили по информаторам и негоже бы было портить отношения ещё до начала самой работы.

Второй - слова про плохого педагога всё-таки задевают за живое. Из-за этой практики я раньше времени уехала из лагеря, где была вожатой у прекрасного отряда девочек 9-11 лет. Да, вожатство - не учительство, но всё же я видела, как влияю на детей, как они на меня реагируют. Ко времени практики вела уже и курс на ЗПШ, где общение с учениками было насыщенным, глубоким и полезным не только им, но и мне. Я точно знала, - хотя бы и по ШЮФу - что мотивированные дети существуют и правда всегда хотят узнавать новое. И оттого вполне осознанно не понимала, зачем растрачиваться на тех, кто ничего не оставит в голове.

Да и со снисходительной позицией я не согласна. Каждый сам должен протоптать свою дорожку, и, если ребёнок не обращается с вопросами, вообще нечего к нему лезть. Будет нужно - разберётся без посторонних. Не сможет - столкнётся со своими личными трудностями. Если преодолеет, станет молодцом. Захочет совета - спросит.

Аня смотрела на ситуацию иначе, советуя мне не идти в эту сферу так, будто была старшим товарищем. Но в самом деле и она, и Рома целый год до этого преподавали в разных школах: готовили детей к олимпиадам и натаскивали на ЕГЭ, так как входили в какую-то программу. И сейчас, должно быть, этим же занимаются. Понятно, что моих возмущений по поводу образовательной системы они разделить не могли и не хотели.

Очень и очень разный опыт.

А с другой стороны - я сама не долго бы потянула такую школу, которую тогда представляла. Но в этом ведь и кроются все нынешние проблемы, в анаучном складе характера. Для меня всегда так было: знания добываются отдельно, сами по себе, в удобном формате, а школа - она для тусовки, для радости, для чаепитий. Когда всё это стало невозможным или прекратилось само по себе, потому что больше никто не хотел ни чая, ни болтовни, тогда-то в этом институте и не осталось ничего хорошего.

Моя идеальная школа - она вечная, бесплатная и необязательная (кроме началки, первые четыре класса обычные, но без иностранного языка и всякой информатико-обществоведческой ереси). Захотел уйти после пятого класса - пожалуйста. Осознал в сорок, что ошибался - возвращайся в шестой, никаких проблем. Причём ты можешь получить 11 классов в биологии и при этом не выйти в 7 по физике, иметь по разными предметам разный уровень. Занятий много, по итогам года - большая контрольная. Но домашки нет. То есть, если ты начал отставать, если тебе не хватает практики, учитель выдаст. Но это всё - для тебя, а не для галочки.

В Университет - только закончив полный курс средней школы и профильный - старшей. Зато с такой могучей подготовкой не нужны вступительные. Но нужны хорошие учителя, которых наконец-то начали бы ценить.

Вот в такой я бы хотела работать. Да и учиться хоть какое-то время, сколько смогу. И этой несуществующей, но всё же планкой измеряю качество ученика. И степень элитарности культуры, для погружения в которую нужно трудиться.

Теперь видно, что быть хорошим специалистом мне тоже не светит. Правда, кажется, я и тогда больше ставила на педагогическую часть. Сейчас же понимаю, что мы обе вовсе упустили из виду популяризаторскую нишу. И, пожалуй, только из неё меня ничего активно не гонит. Штука только в том, что здесь нужны и материалы учёного, и публика учителя. Зато какое поприще!

...ЖЖ ведёт себя странно и в какой-то момент начинает сильно тормозить, если считает пост слишком большим, хотя казалось бы.. В любом случае, понятно, что всю практику в один заход не выдашь, придётся частями.

Жечь дневники надо именно потому, что ко многому я предпочту дать комментарий сама, прежде, чем мои слова поймут превратно (всё равно, правда, так и получится, но хоть буду знать, что сделала всё возможное...); что-то не стоит сохранять, потому что это малосвязное и типическое нытьё, вылившееся на бумагу от человеческого бессилия и напоминающее лишь о нём (а зачем такое счастье?); а что-то попросту слишком необоснованно-личное, чтобы в принципе попадать в чужие руки. Может я и параноик, но в самом деле непросто забыть о прихотливости жизни. Лучше делать важные вещи заранее, больше шансов успеть. А цензурирование наследия - однозначно важно, пусть даже эти архивы пригодятся очень и очень нескоро.

Кстати, курс по ЭИ оказался неприлично коротким, зато закончился на теме эмоционального выгорания. Наша психологиня обещала о нём поговорить когда-нибудь, а зря ведь откладывает. Оно может привести к необратимым изменениям характера, если вовремя не пресечь его развитие.

И дико прикольно, что подвержены ему только вовлечённые, инициативные люди. Каждый пятый из них. Вдумайтесь - каждый пятый!

романтизм, архангельск, ШЮФ, филология, психика, 2018, теория и методика преподавания, ребятушки, студенты, ЗПШ, теория и практика коммуникации, всякое, фольклор, поезда, не вырубишь топором, архивы

Previous post Next post
Up