Ещё из мелких бытовых вопросов - о связи. Российские симки мы не извлекали, потому что теперь они есть практически у каждого местного жителя - и можно было не опасаться, что скопление отличающихся номеров привлечёт нежелательное внимание. Ловить должно было, но, видимо, ещё не все операторы об этом знают. Не помню, с кем не было проблем - с Билайном или Мегафоном, но родной МТС счёл, что я в роуминге. Мобильный интернет рекомендовали всё же не включать - но это и смысла не имело бы так-то, он тоже был бы супердорогим. На базе есть вайфай - и этого достаточно.
18 мая
Погулять по городу немного удалось только в последний день после открытого микрофона в парке. Выступали не только участники фестиваля, но и местные артисты: девушка из Волновахи с собственными песнями, преподавательница вокала, отметившая, что теперь она сюда переехала, студенты... К началу мероприятия на лавочках сидело человек семь, но постепенно они заполнились целиком, хотя солнце шпарило уже по-южному.
Когда концерт подошёл к концу, мы побежали искать место, где можно было бы отобедать. Ближайшим таким оказалась чебуречная, но там пришлось бы ждать не меньше сорока минут, так что горестно развернулись, закинулись мороженым (цены практически московские) - и неторопливо пошли на закрытие фестиваля другой дорогой. Вот тогда-то и было время посмотреть по сторонам.
Мариуполь в постоянных изменениях, сейчас это Город Строек. Много об этом слышала, но теперь убедилась и сама. На дороге, по которой мы проходили в понедельник, буквально в среду уже велись работы.
А вот между следующими фотографиями разница буквально в пару минут - это всё вдоль одной улицы. Приморский район.
мемориальная доска
и тут же рядом с ней - акация
то ли обращение, то ли подпись
просто забор
по другую сторону улицы
Заборы, ворота посечены почти все.
Азовсталь видела только из автобуса (эх, в прошлом-то году они туда ездили отдельно!) - она огромна и устрашающа.
...Вообще издалека не настолько очевидно, но у Мариуполя и Донецка оказались совершенно разные лица - и война для них совсем по-разному выглядит.
Любопытный состоялся разговор с одним одесситом - он говорил про дух пролетарских - мотивированно-рабочих - и портовых городов. Ему, конечно, нравились вторые. Говорил, что жильё очень дорогое сейчас везде, даже в прифронтовых зонах никаких скидок. А вот в маленьких приморских деревушках можно и дом дёшево купить, и работу найти. Советовал поспешить с этим, потому что спрос растёт.
В истории с распределением новых квартир я не разобралась. Потом читала пересказ разговоров с кем-то из мариупольцев, какой-то там есть подвох, но в деталях не знаю.
...А на второй день фестиваля можно было попасть в Зоопарк, где открывали глазки бенгальские тигрята и вообще было много всего хорошего - говорят. Но утром тогда был дождь, а дорогу показывали (отвозили?) только с точки, где было не слишком интересное мероприятие - и туда я тоже не попала. Зато тем же вечером выступали в Мангуше, но про это отдельно.
Лично могу сказать только про людей, которые приходили слушать лекции и концерты - это очень благодарная и заинтересованная аудитория, жадно воспринимающая каждую капельку информации и радующаяся своим гостям.
...Позавчера была премьера одного из фильмов, снятого военкорами. Уже посмотрела, что показывают с другой стороны конфликта, теперь надо и до этого дотянуться, сопоставить.
Кажется, из соображений асимметричности я не могу дать одну ссылку, не давая другой, но распространять тот фильм без сопроводительного комментария, пожалуй, не хочу, а про этот пока ничего не знаю, кроме того, что в первых минутах показывают в том числе и современный вид города - и я там узнала статуи птиц, которых тоже видела из автобусного окна. И это забавный эффект узнавания на пустом месте так-то, потому что птички - это ни о чём на фоне чего-то правда существенного. Может, соберусь потом отдельно с мыслями по поводу обоих. Хотя где начинается анализ, там заканчивается непредвзятость.
...А ещё говорят, в гугл-картах до сих пор нет новых районов, которые есть в действительности.
Совсем немного вышло, просто абстрактное имя начало обретать формы; точка на карте стала реальным местом, куда, как выяснилось, не так уж сложно попасть. Просто приехать можно.
...А вообще, море прямо в городе, видное с любой высокой точки, - это очень здорово.