Таймингую несколько концертов одновременно - это довольно давно уже, второй месяц, - ощущения странные. Открыто три слота, всё мешается в какую-то единую историю. Ближе всего теперь Лошадиный - хотела успеть его к 18 февраля, к году с начала большесекретного цикла, но не сложилось. Заодно вырезаю хождения - за счёт этого запись уже на полчаса
(
Read more... )
Во-вторых. Понимаю. И девушку, и мотивы.
Просто людей с более явными высказываниями тоже наблюдаю. Но, может, они и огребают больше - а она убеждения иметь хочет, а на костёр за них идти - нет. Имеет право ) Мне вообще перед ней уже немного стыдно, если ей икается сейчас.
Про рыбу я специально не хотела говорить - конечно, напрашивается.
В чём отличие?
Лигия рисует рыбу на песке в частном разговоре с Марком - и он сам осознаёт, что это явный знак. (К тому же, дело было во дворе её дома - на её (а не общественной) территории и в ответ на пристальный интерес).
"Немного помолчав, Петроний спросил:
- И ты с ней не заговорил?
- Заговорил. Придя в себя, я сказал, что возвращаюсь из Азии, что вблизи города расшиб себе руку и страдал от сильной боли, но в эту минуту, когда мне приходится покинуть их дом, я понял, что страдание в нём отрадней, чем наслаждение в другом месте, и болезнь здесь приятней, чем в другом месте здоровье. Она слушала мои речи тоже в смущении и, потупив голову, чертила что-то камышом на шафранно-жёлтом песке. Потом подняла глаза, а потом снова взглянула на начерченные ею знаки и ещё раз на меня, будто желая что-то спросить, - и вдруг убежала, как гамадриада от глупого фавна.
<...>
- А что она чертила на песке? Не имя ли Амура, не сердце ли, пронзённое стрелой, или что другое, из чего ты мог бы понять, что сатиры уже нашёптывали этой нимфе на ухо некие тайны жизни? Как можно было не посмотреть на эти знаки!
- Я надел тогу раньше, чем ты думаешь, - сказал Виниций. - Пока не прибежал маленький Авл, я внимательно рассматривал эти знаки. Я ведь знаю, что и в Греции и в Риме девушки часто чертят на песке признания, которые отказываются произнести их уста. Но угадай, что она начертила?
- Если что другое, я, пожалуй, не угадаю.
- Рыбу.
- Как ты сказал?
- Говорю, рыбу. Должно ли это было означать, что в её жилах течёт такая же холодная кровь, - не знаю! Но ты, назвавший меня весенним бутоном на древе жизни, - ты, надеюсь, лучше сможешь понять этот знак?"
Обращу, кстати, внимание, что Виниций тоже именно что "мучается" этой загадкой! И не доходит сразу ни до варианта: "Чувак, всё классно, но я христианка, тебе ок?", ни до наиболее вероятного, как по мне, замысла "Проверю-ка я, понимает ли он. Упс, не понимает, блин, что же делать?.."
Этим и отличается - она сделала свой ход прямо и подчёркнуто. Да, тоже на чужом языке, но, если это проверка, в том и смысл. Виниций её не прошёл. Она поогорчалась. Потом ещё полкниги поогорчалась - и дальше всё было хорошо. И, да, ты прав, они потом этих рыб рисовали постоянно для поиска "своих". Но их-то кидали ко львам и сжигали - у них не было соцсетей, где в то же время открыто можно было сказать "Не сотвори себе кумира". При этом наставница Лигии - как и она сама - в частном разговоре с Петронием и Виницием о своей вере говорят открыто. Уже со второй главы. При этом гонения уже были - просто не таких масштабов, конечно. Помпонию обвиняли в приверженности "новому учению" и судили домашним судом. И вообще считалось, что это люди, поклоняющиеся ослиной голове и купающиеся в крови младенцев. Достаточно для того, чтобы иметь некоторые опасения, кмк.
Третья разница - она не обличала Юпитера и не призывала покаяться, не навязывалась и не обращала. Ну, немного ему мозг поела, пока лежал больной, но почти что имела право - он-то её и вовсе похитить пытался. Это уже мелкая придирка к "с точки зрения учения - вроде как должна". Они ж не за это умерли, а просто под раздачу попали. По сути, там даже не мученичество - ведь им не предлагали отречься. Просто если поймали, то казнили. Без заморочек.
Вот эти три нюанса позволили мне от этой аналогии отказаться. Хотя идея поиска по символу - да, безусловно хороша. Сейчас стих тебе один откопаю.
(И опять придётся кромсать, эх)
Но заодно тогда вопрос: если здесь ленточка выступает как рыба - как знак по поиску "своих", то что же - она ждёт, что к ней будут подходить и тоже ленточку предъявлять?) Это так работает? Уже почти масонская ложа тогда х)
Reply
Во-первых. Согласна ) Особенно про АП ) Но это ты глубже копнул - всё-таки, сочетание "цвет + форма" реже повторяется. Про шестиконечную звезду - и звёзды вообще - да, тут же ещё пентаграммы и кабалистика. Религиозный символ может быть мистическим - и в совсем неприятном значении мистики (с точки зрения религиозного символа). Я сейчас, пока про ленточки читала, вычитала ещё про ниточки - и всякую обережную, мм, языческую парадигму. Вот новости однако: в лагерях ниточки на запястье завязываются на добрую память, а ноги вон откуда растут, оказывается. Не слишком приятно. Именно то, что ты можешь даже не знать, что, нося паутинку с последнего огонька, воспринимаешься как адепт практик, с которыми ничего общего не имеешь.
В-третьих.
Я думаю, что такая семантика... мм, "огорчает" людей, которые к происходящему ближе, чем мы с тобой. Тех, кто вернулся на побывку из-за настоящей ленточки - а его в родном метро встречают так. Тех, у кого там сейчас родственники и друзья - и они волнуются, отслеживают другие новости, плетут маскировочные сети и вяжут носки. Тех, у кого родные и близкие погибли задолго до появления зелёных ленточек. И тех, кто не понимает, почему же, действительно, зелёные ленточки не появились тогда, когда появились первые жертвы. К счастью, на этой шкале я пока со стороны последней теоретической категории. Потому что интенсивность "огорчения" дальше только растёт - и сложно представить, какие чувства испытывают люди с более глубоким опытом.
И я знаю, конечно, что наши общие знакомые - и в целом активисты - не ставят своей целью угнетать и плеваться. Хорошо, да, пусть надежда - пусть что-то светлое. Но проблема в разнице надежд выходит на первый план, конечно. За некоторыми надеждами я вижу ещё большие жертвы. Поэтому мирная, добрая ленточка становится напоминаем об угрозе.
Что не отменяет того, что можно часть этого впечатления отключить усилием воли, а ещё часть - нейтрализовать соображениями, что не всякая потенциальная угроза обращается реальным действием: и не всякий человек с зелёной ленточкой немедленно пырнёт тебя ножом. Ладно, это я совсем-совсем не всерьёз.
Ну, собственно, поэтому со знакомыми так и не работает: нет необходимости судить о человеке по одному только мотиву (можно по трём-пяти-пятидесяти )) ) Про провокативную часть - очень всё законно, куда тут денешься-то. Обозначенная, регламентированная и принятая провокация - уже почти общественный договор )
А вот про неумение отличить в иностранном языке слова утешения от слов ругательства ты классно подметил.
Reply
Так вот, стих, очень уж в тему. Тиккин.
Оставшиеся
Выходя на улицу, осмотрись,
чтоб ни ленточки, ни ножа,
выходя из парадного, улыбнись -
и ныряй в воздушный поток.
И плыви, как рыбонька, у тебя
нету ручек и нету ног,
ведь они вылавливают людей,
а рыбку им не задержать.
Когда два года тому назад
город был пуст и гол,
когда на мокрых квадратиках плит
отражался угрюмый вокзал,
мы думали, вот же, звали чуму -и
действительно, мор пришёл,
и мы прикрывали носы и рты,
а сейчас укрываем глаза.
Проходя по городу, не считай,
что все на своих местах,
кофейни, булочные, цветы,
собачки на поводках,
скоро весна, скоро будет май,
а вот и патруль идёт.
Ты рыбка, рыбонька, не всплывай,
течение донесет.
Ещё три года тому назад
мы слушали визг и хрип
и думали: боже, какой же мрак,
неужто совести нет?
А четыре года тому назад
всех болезней-то - рак да грипп,
и всем ужасно хочется знать,
где были мы восемь лет.
Ты заныриваешь в метро,
если в городе есть метро,
ты поднимаешься из глубин,
проходишь сквозь отмели,
скромно поблескиваешь чешуёй,
фальшивое серебро,
вот на тебя посмотрел один…
Ладно, почти пришли.
А что мы знали о той войне?
ну помнили, что прошла,
соседский дедушка приходил,
на пиджаке ордена,
Рейхстаг, блокада, гитлер капут,
и песенка вроде была -
про “Киев бомбили, нам объявили,
что началася война”.
А там - как будто ещё не там,
про книги и про своих,
ты входишь, отбрасываешь плавники
воздух глотками пьёшь,
И я смотрю на вас сквозь стекло -
и вижу вас всех живых.
И у каждого третьего в рюкзаке
ленточка или нож.
...Думаю про отсутствие урн в метро, которые убрали из-за терактов - и про рамки, которые должны выявлять всё то, что является угрозой для общества. Досмотр рюкзаков - всё вот это вот. Лучше ведь так - для государства - чем бояться быть бдительным и поплатиться массовыми жертвами среди мирного населения.
И вот вроде поначалу сочувствуешь рыбке, на которую, бедную, так и норовят броситься, а потом оказывается, что опасной была она. Ладно с ней, с ленточкой, но нож зачем?
Перевожу на простой язык: удачно вам дойти до вооружённой сходки, пусть никто не заметит и не задержит - и тогда вы чего-то добьётесь. Не знаю, чего обнадёживающего можно добиться с такими вводными.
И это ведь не кто-то со стороны сказал - она сама о себе и своём бывшем окружении. Должна ли я сомневаться в таком источнике? Только принять к сведению - и задуматься, против кого этот нож будет направлен. Против других, неправильных ленточек? Против полицейского, который себе на беду окажется слишком бдительным? Против "здравствуйте-полковника", как у МЩ? По большому счёту разницы нет - это рыба-угроза.
Так что, да, в руках человека-с-улицы ленточка или нож - почти одно и то же. Увы.
Reply
К досмотру рюкзаков отношусь с грустью, но с пониманием.
Но от ленточки до ножа в моей голове уж очень много километров.
Reply
Что касается людей, которые ближе к происходящему... С одной стороны да, а с другой - не берусь судить, что они думают. Как будто бы фундаментального противоречия между ленточкой и вязанием носков нет. Но в головах оно то и дело возникает.
Reply
А в остальном ты ведь говоришь то же, что и я. Были те, кто открыто проповедовал христианство в первом веке и пострадал за это в той или иной форме. А были те, кто исповедовал, рисовал иногда рыбу, но - да, не имел намерения идти на костёр, да и обращением заниматься не собирался.
Ну и сейчас, в общем-то, похожее распределение (да что там, историк, небось, в любом веке какую-нибудь аналогию наскребёт). Да, времена - тьфу-тьфу-тьфу - полегче. Но и за соцсети люди получают время от времени уголовные сроки. (Отдельное развлечение - повестки в военкомат за участие в акциях...) Вот ленточки и остаются.
(Хотя вообще в моей выборке люди с ленточками и в соцсетях тоже высказываются)
Но, в общем, эпатирования общества я тут не вижу. Разве что эпатирование отдельных государственных структур.
И третья разница мне непонятна. Само по себе ношение ленточки никого тоже не обличает. Она же не раскрывает содержание позиции, а только ссылается на неё. Как если у человека на футболке написано "я веган", это не несёт в себе по умолчанию посыла "ах вы мясоеды а ну-ка прекратите".
Что до функции ленточки как опознавательного знака своих - то это, в моём представлении, больше не про поиск, а про репрезентацию. Чтобы потенциальный единомышленник, видя символ, чувствовал, что он не один такой, и воодушевлялся. По крайней мере, я такую идею где-то читал.
Reply
К предыдущему.
Про четырнадцатый год - или хотя бы девятнадцатый... Интересно, позапрошлой весной их не помню. На столбах видела, на людях нет. Но знать откуда-то знала - осенью накануне накупила зелёных лент для маркирования тропы на пикник - просто потому что. Было обидно, что возможность их использования умыкнули прямо из-под носа.
Хм. В голове есть, да. Казалось бы - может не быть, но ощущение, что это разные реальности.
Ну, тоже не знаю наверняка. Скандалов по этому поводу пока не наблюдала лично.
....Про соцсети я скорее с другим посылом: да, может, за них можно огрести (тут даже спорить не буду), но ощущение, что безнаказанности гораздо больше, чем следовало бы. И по сравнению с сегодняшними гонимыми нероновские христиане сделали куда меньше заметных активных действий, чтобы впасть в немилость - просто существовали и собирались на проповеди, этого было достаточно.
А вообще меня потому в том числе и приколола сейчас эта книга, что она удивительно актуальна, причём для всех. Абсолютно любая сторона может себя поставить в любую роль - и повертеть трактовки в разные стороны.
В нашем случае возникают как раз булгаковские проблемы несоразмерности вины и наказания - и того, что "наказывают" ("осуждают") нескольких козлов отпущения поярче, а не всех "по справедливости". (Для простоты можно оставить за скобками вопрос о том, надо ли вообще наказывать, я только об интенсивности). Поэтому на определённых уровнях социальной жизни можно не опасаться ничего - просто с точки зрения государства слишком мелкая единица, чтобы к тебе приставали. Думаю, чисто за слова никого не сажают и сейчас. Там, может, ещё что-нибудь в анамнезе. Но, да, не знаю, не разбираюсь.
Хорошо, с твоим вариантом трактовки, исключающим эпатаж, я могу согласиться, идея понятна.
Про третье - не знаю, тут тонко. Так-то - вроде да, но в контексте выходит, что и нет.
Если при этом есть мощное течение, где мысль про мясоедство-людоедство активно педалируется, то достаточно упоминания, чтобы всплыли все сопутствующие идеи.
Зачем носить футболку "я веган"? Вряд ли кто-то насильно будет кормить мясом - вряд ли возможна ситуация, когда, не скажи ты этого заранее, тебя заставят притворяться мясоедом. Чтобы найти других вегетарианцев? Но неужели настолько не важно, кого именно из них ты найдёшь? То есть, не лучше ли пойти на тематический форум, где можно присмотреться к человеку, или последовательно опросить знакомых, с которыми уже прикольно общаться, но ещё неизвестно, прикольно ли с ними обедать, или даже тусить в тех местах, где готовят на твой вкус - и куда с высокой долей вероятности они сами соберутся? Мне кажется, любой из трёх этих вариантов даёт более качественный результат, чем прочёсывание футболкой мимо текущего людского потока.
Ага, ну да, твой ответ про ленточку ожидаемо отвечает и ситуации с футболкой. Тут есть о чём подумать.
Про исторические аналогии - они никогда стопроцентно не работают, это важно учитывать, даже когда очень хочется. А время пусть остаётся настолько "полегче", насколько оно есть сейчас по сравнению с тем львиным - и пусть легчает дальше до состояния, когда ленточки уже никому из нас не нужны будут.
...А я придумала мега-идею - внезапно она тоже немного ленточная, но совсем в другом смысле.
Фенечковая (хотя я теперь предполагаю, что фенечки - тоже языческое наследие, но не впадать же в крайности). Надо так назвать бывший 7+6! А то это такое себе название, а называть "игру в цепочки" "плетением фенечек" (чтобы не путать с цепочками Шляпы - как минимум) вполне логично.
Во всяком случае для квартирника точно подойдёт - а там как получится. Выглядит перспективно потому что, тянет на регулярный формат - как раз гостевой!
Reply
Leave a comment