Ретроспективно можно определить , где заканчивается рациональное мышление и начинается иррациональное, даже у себя самого. Если ваше мировоззрение осуществило некоторую эволюцию (вы «повзрослели/поумнели) , то по прошествии лет можно с улыбкой или с горечью вспомнить свои наивные «детские» заблуждения и предрассудки. Особенно если эти «ошибки молодости» не обошлись вам слишком дорого. Можно даже улыбнуться наивности Аристотеля , который утверждал ,что если уж ему понятны даже формулы расчета площади произвольного многоугольника, то уж с таким «очевидным каждому» понятием как «душа» он разберется на раз. Смешно, да? А ведь то - Аристотель ! Что говорить об остальных….?
Каждый индуктивно мыслящий индивид на 100 % убежден в истинности собственной аксиоматической системы. Дедуктивное мышление ,- т.е. допускающее ложность собственных посылок , - во первых , весьма редкое, во вторых , так или иначе фрагментарное. Эволюционная рациональность - наивная рациональность - критическая рациональность , - образуют уникальную для каждого индивида комбинацию в каждой данной сингулярности . Чем сложнее проблемная ситуация в сингулярности , тем сложнее предвидеть в какой комбинации эти три типа рациональности будут влиять на выбор субъекта действия. Двойная , «спиральная» сложность восприятия / сознания/мышления : необходимость непрерывной конъюнкции сингулярности субъекта и субъектно воспринимаемой внешней проблемной ситуации , - делает невозможным для внешнего наблюдателя сколько нибудь точное предсказание поведения ( последовательности выбора действия) даже в краткосрочном периоде и в весьма простых ситуациях.
Доминирование индуктивного мышления ломает прагматизм и неизбежно порождает завышенные самооценки и неумышленное упрощение ситуативной логики субъекта. Масштаб и глубина компетенции субъекта перестает соответствовать масштабу сложности объекта и самой ситуации. Система аксиом субъекта не охватывает необходимую для рационального анализа системную сложность объекта и поэтому воспринимает только часть проблемной ситуации или вообще не воспринимает ситуацию как проблемную. При этом сам субъект не испытывает никакого беспокойства до тех пор, пока проблемная ситуация не начинает воздействовать на сингулярность индивида существенно негативным или даже фатальным ( в случае радикальных расхождений аксиоматики и проблемы) образом. В отсутствие негативной обратной связи субъект может осуществить весь свой жизненный цикл от рождения до смерти в блаженном неведении, как это делают миллиарды лет все остальные живые существа. Человек в определенной степени защищен культурой и множественными предрасположенностями от тех фатальных ошибок, которые обычно приводят к аннигиляции любого другого живого организма у которого из защиты от смертельно опасных случайностей внешнего мира имеется в запасе только собственный сравнительно простенький генокод.