Пифагор полагал, что «есть душа, охватывающая и проникающая всю природу вселенной». От этой души отделяются и наши души, являясь частью целого. Эта концепция известна не только по словам, приписываемым Пифагору, но также и по индийской философии, и по другим религиозным и философским течениям. Брахман есть атман, атман есть брахман* - такова концепция индуизма, показывающая неразрывную связь и единство некоего общего (назовем это богом) и части (назовем это душой).
Многие возражали против такого мировосприятия. Ведь, как отвечали Пифагору эпикурейцы, «через отделение человеческих душ разрывается и разрушается божество… когда души несчастны, что выпадает на долю весьма многих, несчастна часть божества; а этого быть не может». Далее утверждается, что если бы душа была частью бога, она обладала бы также и абсолютным знанием, присущим богу, а мы этого не наблюдаем.
Эти противоречия разрешимы, если предположить, что исходная предпосылка неверна. То есть, душа счастлива и всеведуща.
Счастье души и удовольствие тела - различны. Счастье души прочно и зависит от того… считает ли человек себя счастливым. Есть люди, которых бог любит, а есть те, кого он не любит. Очевидно, что счастливы первые, а вторые несчастны. Но, исходя из ранее сказанного, боги - это мы с вами, ведь мы - неотделимые части целого (бога). Следовательно, если человек любит себя - он счастлив, если нет - то, соответственно, несчастлив. А кто отвечает за то, любите ли вы сами себя? Резюме - идите и возрадуйтесь, вам этого еще не видно, но вы счастливы!
О всеведении же можно сказать следующее. Душа всеведуща, но ее область знаний (и область интересов бога, если можно так выразиться) сильно отличается от нашей. Мы, трехмерные, не можем воспринять многомерное. Душе не интересно, какую кнопку надо нажать, чтобы появился банан, ей интересно знание совсем другого уровня, находящееся вне наших измерений и нашему разуму недоступное. Но все-таки есть связь со всеведением души.
В человека встроен некий индикатор, определяющий поступки по шкале правильно/неправильно. Иногда, совершая те или иные действия, мы ощущаем подъем или, напротив, дискомфорт. Одним словом, я утверждаю, что человек всегда знает, правильно или неправильно он поступает. Исключительно влиянием культуры и воспитания нельзя объяснить это знание, потому что оно возникает и на развилке этически допустимых решений. Я считаю, что это проявляет себя душа, и прав тот, кто хочет внимательно прислушиваться к душе: говорят, хороший слух выводил из серьезных передряг. Резюме - идите и возрадуйтесь, хотя это не всегда заметно, но вам известно решительно все, что вам нужно!
*
Брахман - космос, бог, вселенная.
Атман - «я», микрокосм, часть целого.