Наука об игре_введение_ответы на вопросы_урок 2

Mar 16, 2019 20:58

Какие 10 дополнительных характерных особенностей игры выделяет Гордон Ньюфелд? Какие из них были вам интуитивно понятны до того, как вы познакомились с материалом курса?

Истинная игра спонтанна (случается с нами неожиданно, и часто мы не всегда осознаем, что сейчас мы начали играть), инстинктивна (сработывает в нас как и другие инстинкты - как реакция на что- то поступившее в нашу систему, похожа в этом аспекте на эмоцию ), является продолжением первичной движущей силы (идущей из привязанности), является активной формой отдыха (в отличие от сна - отдыха, в котором далеко не вся система активизирована, игра - это активная форма отдыха - система полностью активирована, но находится в режиме парасимпатической системе - режиме отдыха), должна быть ограничена понятными рамками ( в игре должны быть понятны вход и выход, иногда из-за полного включения, бывает сложно выйти из игры - и для этого нужно подобрать сигналы для выхода - и систему их включения) нуждается в поддержке внутри отношений (ребёнок/человек способен играть, когда чувствует, что есть ниточка, которая протянута между ним и взрослым, к которому он привязан.... мама может просто находиться рядом, видеть, слышать, сидеть неподалёку и при этом совсем необязательно включаться в игру. Когда ребёнок, не озадачен/не голоден в привязанности - он свободен для других потребностей - и может двигаться в сторону истинной игры), развивается параллельно с эмоциями (также как и эмоции двигаются и развиваются со временем в ребёнке/человеке, также и истинная игра движется, развивается и приобретает новые уровни и способы выражения через разные площадки с развитием ребёнка/человека), не вызывает зависимости (в отличие от видео-игр и любых псевдо-игр, по скольку она действительно служит ответом на воаросы, с которыми мы приходим в игру, у нас нет потребности задавать их снова и снова, как это происходит с зависимостью), ей можно злоупотребоять (намеренно и/или не до конца понимая природу игры и природу человеческого развития, например с помощью игры тренируя ребёнка навыку или знанию - мы превращаем игру в работу, также можно злоупотреблять игрой - прикрываясь ей от сложной реальности, вечно шутя, или вечно плача/беря на себя роль жертвы или какую либо другую роль... тут опасность заиграться и жить игрой вместо реальности) и истинная игра не обладает способностью к самосохранени (в отличие от многих вещей - например сна, который в какой-то момент активно себя проявит и затребует о организма/системы неприменного вложения, или псевдо-игр, вызывающих зависимость... истинная игра может пропасть и мы этого даже не заметим... Так проходя по различным и разнообразным площадкам для игр, мы -особенно взрослые можем увидеть, что мы совсем не оставляем себе место на игру, и при этом совсем не чувствовать этого).

Честно говоря, когда уже какое-то время находишься в системе Ньюфелда, сложно отследить, какие моменты были интуитивно понятны до курса или до столкновения с самой парадигмой Ньюфелда, ведь в неё я попала изначально и так быстро притянулась, именно потому что интуитивно она мне очень близка. Наверное самые более близкие и понятные качества до курса (и других курсов) - понимание, что игра спонтанна - это мне очень заметно и по моей дочке, и я хорошо помню себя, как когда-то вдруг неожиданно и именно спонтанно со мной случались и случаются включения в истинную игру. Ещё одно очень понятное мне свойство - это потребность в понятных рамках и хорошо обозначенных - опять же тут я помню и себя и вижу потребности своей дочки, которые иногда возникают у неё именно в помощи выйти из игры... Но больше всего мне было это наглядней в моей работе с детьми в неформальном образовании, и безусуловно с трудными подростками.

Что подразумевает Гордон Ньюфелд отмечая, что игра инстинктивна по своей природе?

Гордон Ньюфелд говорит о том, что игра работает потому же принципу, что и инстинкты - это случается неконтролируемо, непроизвольно и спонтанно, как реакция на какие-то обстоятельство, которая сама по себе является врождённым импульсом, внутренним мотивом к действию - похожа на эмоцию, но находится глубже в мозге, чем эмоции. Инстинкт игры есть даже у тех животных, у которых нет и не могут возникнуть эмоции (например ящерицы). Инстинкт игры находится рядом с отделом, отвечающим за дыхание - стало быть и базисность этого инстинкта для нашей жизни, функционирования и развития. По скольку игра является одной из основных жизненных сил, она может отличать живые формы от неживых. Так например, все искуственные интеллекты - и смарт-приборы - не имеют инстинктов и не имеют инсинкта истинной игры.

Какие три первичные движущие силы (драйва) вы знаете? Как они взаимосвязаны с точки зрения психологического развития?

Три первичные движущие силы - это привязанность (сила, позволяющая нам выжить), игра (сила, движущая нас к самореализации) и работа (сила, движущая нами к достижениям). К сожалению сегодняшнее общество в подавляющем большинстве, часто хочет перепрыгнуть через одну или даже две силы, чтобы сразу перейти к третьей - достижениям. Но это очень проблематично и самое главное, что естественный ход вещей, может позволить нам добиться гораздо больших достижения. Без удовлетворения потребности стремления к близости и контакту, без создания, развития и наполнения привязанностью, нам сложно быть свободными (морально и физически) для чего-либо ещё, т.к. наше существование и выживание становится под угрозу, если эта потребность не находит насыщения. С другой стороны, когда происходит насыщение привязанностью, в нас срабатывает инстинкт второй силы - силы истинной игры, которая движет нами на исследование, отыгравание эмоций, а также может позволить нам отыгрывать нашу привязанность (предыдущий этап и разные связанные с ним моменты). В дальнейшем с развитием и достижения самореализации - насыщения этой потребностью, мы можем уже интегрировать и быть способными работать на результат и двигаться таким образом к достижениям.

Обратите внимание на три следующих слайда второй лекции: треугольник с тремя первичными движущими силами, слайд «Три первичные движущие силы», слайд «Ортогенетический принцип». Как, с вашей точки зрения, эти слайды связаны между собой? Какая общая мысль передается на них?

Ортогенетический принцип тоже говорит о трёх жизненных процессах/трёх движущих силах - слияние и привязанность, дифференциация и отделение и последний процесс - интеграция. Ортогенетический принцип полностью отображается в трёх первичных движущих силах. Слияние и привязанность находят своё отрожение в привязанности, так как мы её понимаем в парадигме Ньюфелда - происходит слияние зависимого и ведущего, происходит напитывание и рост, которые позволяют перейти на следующий этап - Дифференциация и отделение - ребёнок движущий инстинктом игры отделяется и исследует/отыгрывает ему необходимые вещи - является отдельным, самореализующимся (и кажется порой окружающим независимым человеком). И после нахождения и прохождения этого этапа ребёнок может начать интегрировать противоположные импульсы, в том числе и быть способным делать какие-то механические или технические вещи, чтобы добиться результатов (работа). С одной стороны я не хочу сидеть и писать в тетрадке много слов, с другой стороны я хочу уметь не только говорить, но и писать на другом языке... и т.п.

Игра должна быть ограничена рамками, отделяющими ее от реальности. Как мы даем понять другим, что игра началась или завершилась?

С одной стороны, мы знаем, что игра свободна и вход и выход из неё происходит по желанию. С другой стороны, стоит продумать сигналы и/или ритуалы для входа и выхода из игры. Поскольку процесс игры очень вовлекает и мы можем не заметить, что кто-то приглашает выйти нас из игры, и это может занять какое-то время. Поэтому, можно договориться о словах, знаках, одежде, месте, в котором мы оповещаем друг друга о входе и выходе из игры.

Как вы понимаете тезис "Игрой могут злоупотреблять"? Можете ли вы привести несколько примеров злоупотребления игрой из своего опыта.

Речь идёт об обратной стороне, когда в игре находится выход, а точнее через неё делается побег от сложных ситуаций - слишком грустных или слишком смешных , слишком сложных или слишком уязвимых. В лекции Елена приводила пример вечных комиков или клоунов. Но я думаю, что также нам всем известны примеры вечно трагичных людей, и трагичных - не теми. с кеми случилась подлинная трагедия, но они к ней адаптировались и живут жизнь дальше как могут, а а те, которые многие обстоятельства и ситуации превращают в площадку для отыгрывания собственной трагичности.

Мой брат, к сожалению, такой классический вечный подросток, где-то застрявший и неповзрослевший... Помню ещё с детства любил примерять всякие маски, ну вот последние несколько лет - хорошо закрепившиеся за ним это маски специалиста, почти в любом деле или любой профессии, маски интеллектуала и вообще всезнайки при этом ещё и очень умудрённого жизненным опытом. С семьёй и родственниками ему это сложнее всего отыгрывать, потому что все мы его немножко больше знаем - и потому, невсегда всем этим маскам можем и /или хотим подыгрывать, что часто с его стороны вызывает обиду и раздражение... При этом ориентация на ровесников, как раз с детства и подросткового возраста у него доминировала. И поэтому в тех же семейных интеракциях он часто демонстрирует признание ровесник, чтобы опять же закрепить образ специалиста и знающего человека.

Ньюфелд, ответы на вопросы, игра

Previous post Next post
Up