Надысь занесло меня в фантастику. Вернее, как пишут на заборе в «Альдебаране», в психологическую фантастику. Одна моя прекрасная приятельница порекомендовала роман Дяченких (так их, как оказывается, и называют). Я немного помялась, всё ж «не моё», но нашла превосходный компромисс - аудиокнигу. Занимаешься домашними делами, а дяди и тёти тебе с выражением читают (кстати, в данном случае и очень хорошо читают, надо отдать должное). Надоело - на паузу нажал. Удобно.
Ну вот и начала я слушать этих Дяченких, время от время всё же от любопытства посещая всякие странички, пытаясь выяснить, а что ж всё же такого примечательного в этих, как оказалось, достаточно известных авторах, о которых в Интернете почти 90% отзывов лестные: «это самая лучшая книга, которую я прочла», «наконец вновь припал к чистому источнику». Хотя есть и такие: «Штампованная психологически-философская фантастика для восьмиклассников».
Соглашусь, на первых страницах произведения меня порадовал язык (да и на последних не разочаровал). Легкий слог, уместные метафоры, неизбитые выражения и легко выстраиваемые зримые образы. Где-то на пятой - шестой главе постепенно начало зарождаться недоумение, что да, идея понятна, мораль ясна, а дальше-то что? Какая-то пробуксовка... Где развитие сюжета? И почему так много буковок на единицу смысла (пусть даже и оригинально преподанного), укладывающегося в хороший рассказ страниц так на пятьдесят (ну хорошо, на сто, учитывая удачные сцены, как, например, историю взаимоотношений Анжелы и художника), а никак не в четыре раза больше?
Поскольку идея полностью задана и раскрыта уже в истории отношений Влада и Иды, а всё последующее - есть лишь повтор, перемалывание в различных вариациях, величинах, под разными углами зрения и с разными именами. Во второй части, конечно, идею пытаются взрастить до уровня абстракции, облечь в философичную вселенскую корочку значимости. Но суть её от этого так и не меняется.
Кроме того авторы ещё время от времени впадают в какое-то морализаторство для подростков, голым текстом декларируя прописные истины о святости любви и ценности привязанностей, об ответственности сторон, о свободе, зависимости и проч. Да, мы это уже знаем, прошли, причём на лучших образцах русской литературы XIX века, преподаваемой в 8-10 классах. А те, кто в детстве прочитали и запомнили «Маленького принца» Антуана де Сент-Экзюпери (или кому родители помогли понять эту сказку), - так и ещё намного раньше.
Повторы на этом не заканчиваются. И вот ведь хороший повод был - закончить роман на первой части ссорой Влада с Анжелой, когда он точно определили и её принципы, и обрисовал её прошлую жизнь. Просто дополнить двумя-тремя сценами из конца. Так нет - давай раскручивать по новому кругу, только уже fēmina-вариацию-историю с Анжелой. Почти зеркальное построение, только уже со знаком минус, затушёвываемое коллизиями попытки построения отношений.
Развязка после того, когда они опять схлестнулись в начале второй части, более чем очевидна и ожидаема со скукой, скрашиваемой живописными, чуть ли не кинематографически выстроенными описаниями (например, описание аквариума в замке, презентации фильма). И сейчас я пишу о предполагаемой развязке до того, как прослушала роман до конца, находясь лишь на 10 главе романа из 19-ти. Кто-то кого-то должен сожрать. Т.к. зло более сильное, то, согласно пессимистичному сценарию, Влад с собой что-нибудь такое сделает, дабы злые узы разорвать, убив тем самым ту же и Анжелу, кстати. То бишь зло. Удастся ему это сделать или нет - другой вопрос, но смерть одного кого-то, с последующей смертью другого, очевидна.
Как оказалось после прослушивания, высказанные предположения оказались недалеки от истины, только в развязку ещё зачем-то были вплетены элементы детективщины и слезливой мелодрамы. Итого, к сожалению, получилось даже хуже, чем ожидалось.
Не хочется, конечно, и дальше пинать книжку, о которой так хорошо многие отзываются.
Читайте, слушайте, хуже от этого уж точно не будет. А это в наше время отечественного литературного безрыбья - уже хорошо.