«Шоссе в «никуда»» своего сознания

Feb 23, 2009 17:41



Скажу сразу: фильмы Дэвида Линча я практически всегда смотрю по частям. Наверное потому, что  объем информации, а уж тем более психологического давление на единицу времени у Линча неизменно превышает это соотношение у многих более или менее даровитых режиссеров-современников, работающих в жанре психологических триллеров. Этот, пусть и  малодушный, прием имеет свои преимущества,   позволяя как-то успеть в паузах между просмотрами частей выстроить свое понимание идей фильма, не дать намотаться клубку неразберихи в коллизиях  и  угнездиться подавляющей душу растерянности к моменту появления заключительных титров.

Оставляя за рамками все написанные ранее рецензии и интерпретации идей фильма "Шоссе в никуда", как и пересказ его, отмечу лишь три диалога героев с неким Таинственным человеком. Как мне представляется,  они принадлежат к одним из стержневых для понимания идеи фильма и несколько колеблют  устоявшееся представление, что в фильмах Линча все строится на эффектной загадочности видеоряда, при вторичности речевого текста как ключа к раскрытию многослойной идеи фильма.

Фильм композиционно  не линеен, - заключительные сцены есть начало истории -   и потому первый диалог таинственного человека и Фреда происходит как бы в конце фильма (сцена в сарае) :

-Где Эллис?

-Какая Эллис? Ее зовут Рене, если она сказала, что ее зовут Эллис,  она наврала. А тебя как зовут? Как тебя зовут, мать твою!

Итак,  здесь эксплицируется разгадка - блондинка и брюнетка есть одно лицо (а потом уже эта мысль закрепляется в показе фотографии с одной Рене). Он же служит ключом к идентификации других  главных героев. Кто есть Фред и Пит, а затем, по аналогии,  кто есть Эдди и Дик. Итак,  первое допущение об идентификации одного героя Эллис-Рене  при параллельных сюжетах позволяет утверждать, что  и Пит есть двойник Фреда, как  Эдди и Дик - одна личность.

Следующий диалог, проясняющий уже природу таинственного человека происходит в номинальном начале фильма: сцена на вечеринке и разговор с ним  Фреда:

-Мы ведь уже встречались.

-Не думаю. И где, по-Вашему мы встречались?

-         У тебя дома. Разве не помнишь?

-         Нет, не помню. Ты уверен? Уверен?

-         Конечно, вообще-то я и сейчас там.

-         Это ты про что? Где это ты сейчас?

-         У тебя дома.

-         Да ты рехнулся.

-         Позвони мне. Набирай свой номер, давай.

Фред набирает номер.

Голос таинственного человека в трубке:  - Я же сказал, что я здесь.

Фред: - Как ты это сделал?

- Спроси меня.

- Как ты проник в мой дом?

- Мы меня пригласил. Я не привык ходить туда, где меня не ждут.

- Кто ты?

Двойной смех: в трубке и таинственного человека.

Смысл диалога: я в твоем доме, т.е. я в тебе, я есть ты сам или часть тебя. Отождествление дом-душа происходит  ранее в фильме, когда появляется кассета и  незримый дух наблюдает за квартирой Фреда и Рене. Подозрение Фреда о неверности Рене позволяет материализовать их вначале в виде таинственного наблюдателя, т.е. таинственного человека. Неверие, ревность, замысел был впущен в дущу и в дом. Затем этот символ получает расширение, отождествляя уже потом все темное, уродливое, подсознательное, что нормальный человек не ощущает и не принимает как реалию. Реализациями этого символа  становятся и психические отклонения, и ревность, и месть, и мания, да  и та же жажда насилия. Потому и мафиози Эдди (он же Дик)  также знаком с этим же «другом».

Третий разговор - это телефонный разговор Пита и Эдди, который передает трубку своему другу, т.е. таинственному человеку, и начало которого полностью повторяет прошлый диалог с Фредом, закрепля идею идентичности Фред-Пит:

- Мы ведь уже встречались. Так ведь?

-  Не думаю, где - по-вашему, мы встречались?

-  У тебя дома, разве  не помнишь?

-  Нет, не помню.

- На Востоке, когда человека приговаривают к смертной казни, его помещают в место, откуда не выбраться, и неизвестно, когда палач окажется за его спиной...

- Что происходит?

- Было приятно поговорить.

Последняя загадка  - это введение аллегории -  чего-то, откуда невозможно сбежать или убежать. Единственное «это что-то», как известно - это ты сам. Ибо нельзя убежать от сознания самого себя.




В некоторых прочитанных рецензиях высказывалась точка зрения, что «а в смысл, в конце концов, можно и не вдумываться. Можно просто так смотреть», отказывающая тем самым режиссеру в его способности донести до зрителя задуманные при создании фильма смыслы.  На мой взгляд, Линч, как и в других фильмах, и здесь не изменяет себе, обязательно предоставляя  зрителю  ключи к  разгадке.  Другое дело, будут ли, как минимум, эти ключи опознаны как таковые... Самое элементарное прочтение фильма Линч даже  сам и сформулировал, ссылаясь на идею о психогенной фуге - медицинском термине, которым обозначают особый тип распада сознания: «Человек, страдающий от неё, создаёт в своей голове полноценную новую личность, новых друзей, новый дом, новый мир - он полностью забывает прошлую личность».  Думается все же, что визуальная демонстрация медицинского анамнеза в области психиатрии явилась все же лишь отправной точкой для реализации идеи выстраивания Линчем перипетий фильма для характеризации более тонких материй  психологии человека вообще.

культура, рецензии, фильм

Previous post Next post
Up