Ч. 15-я.
Ч. 14-я. Предидущая. (по материалам Н.А.Кузнецова "Русский флот на чужбине")
Советское правительство очень надеялось увеличить мощь своих морских сил за счет кораблей бывшей русской эскадры. Требование вернуть корабли большевики начали выдвигать с августа 1921 года, однако на тот момент юридического обоснования у подобных претензий не имелось. Однако после того как Франция признала СССР, после спуска Андреевского флага, возвращение стало бы логичным и возможно скорым для всех событием. Была назначена комиссия с русской и французской сторон для сдачи с одной и приема с другой ,оставшихся в эскадре кораблей. «Последний раз, 6-го ноября, я приказал пустить машины для сдачи лодок французской комиссии, назначенной для приемки с тем, чтобы показать, что они еще не мертвы и все механизмы в порядке. Я сам стоял у электромоторов. Мне самому поближе и в последний раз хотелось услышать, как зашумят они, как вздрогнет корпус лодки от работы дизелей...
Одиннадцать лет я провел на подводных лодках. В этот миг они прошли передо мною то полные ярких надежд, то грустных разочарований. В этот день кончалась моя карьера морского офицера. Не так я мечтал о ней юношей. Мне грезились далекие страны, безбрежные океаны и жизнь веселая, полная приключений. Но судьба решила иначе..». .....(Н.Монастырев)
В конце 1924 года в Бизерту прибыла техническая комиссия их Москвы. В ее состав входили: брат адмирала М.А.Беренса-Е.А.Беренс-военно -морской атташе в Англии и Франции (капитан 1-го ранга Императорского флота), выдающийся русский кораблестроитель А.Н.Крылов, инженеры А.А. Иконников , П.Ю.Орас, и Ведерников.
Члены комиссии первоначально опасались, что корабли эскадры могут быть заминированы. Однако еще в июле 1924 г. бывший военно-морской агент в Париже Дмитриев сообщил Е.А.Беренсу «о недопустимости попытки уничтожить суда, слишком она нелепа и бессмысленна».
После приезда в Бизерту французские власти подтвердили слова Дмитриева. Отношение французских морских властей к членам советской комиссии в целом казалось довольно доброжелательным, однако французы очень опасались какой -либо большевистской пропаганды со стороны прибывших из СССР и все предполагаемые работы по подготовке кораблей к переводу в советские порты желали осуществлять лишь собственными силами. С еще оставшимися в Бизерте чинами Русской эскадры советские моряки контактов никаких не имели, да и французы старались оградить их от таковых. Более того, командующий эскадрой адмирал Беренс М.А. на время пребывания комиссии в Бизерте( с 28 декабря 1924 по 06 января 1925г) покинул город, не желая компрометировать родного брата, которому следовало возвращаться в страну, где свирепствовал чекистский террор.
Это драма семьи Беренс!
Из двух братьев старший, Евгений Андреевич Беренс, - бывший главнокомандующий Красным Флотом, вместе с Крыловым состоит во главе советской миссии. Младший, Михаил Андреевич, - последний командующий последней русской эскадрой под Андреевским флагом.
Они так и не встретились!
В день осмотра кораблей советскими экспертами Михаил Андреевич уехал в город Тунис - элементарное выражение вежливости по отношению к французским властям которые не желали этой встречи. Что касается других возможных причин, никто не стал их искать!
Оба были людьми чести. Оба выбрали в служении Родине разные пути. Они встретили революцию на разных постах, и их восприятие происходившего не могло быть одинаковым. Морской атташе с 1910 года при посольствах России в Германии, Голландии и Италии, Евгений Андреевич мог искренне поверить в образовавшееся Временное правительство и, будучи идеалистом, даже в «светлое будущее» России.»(А.Ширинская)
О могиле Е.А.Беренса в Москве на Новодевичьем кладбище О том, что несмотря на неприятие советской власти, большинство моряков эскадры не только не было склонно уничтожить корабли, а с предельным пониманием отнеслось к тому, что они вновь попадут в Россию, свидетельствовала записка бывшего командира эсминца «Цериго» с перечнем книг и корабельной документации, адресованная «первому красному командиру «Цериго» . Члены комиссии составили перечень кораблей, намечавшихся для возвращения в СССР: линкор «Генерал Алексеев»
крейсер «Генерал Корнилов», 6 эсминцев типа «Новик» и 4 подводные лодки..
Остальные корабли и суда были в таком состоянии, что решено было их продать на слом.
Однако, идея передачи кораблей советской стороне не встретила поддержки французского Сената и общественности, усматривавшем в этом факте «угрозу французским колониальным владениям от общих замыслов Советского правительства. Также против выступили многие государства(прибалтийские и причерноморские), не желавшие усиления Красного флота. Их активно поддерживала «владычица морей» Великобритания. Не возражали только Италия и Швеция.
Кроме того, решению вопроса мешали и взаимные претензии СССР и Франции по возмещению долгов Российской империи и ущерба от интервенции. Решение вопроса затянулось. К концу 20-х годов ситуация окончательно зашла в тупик, состояние кораблей, продолжавших стоять на якоре без экипажей, становилось все более и более плачевным.
уникальное фото с форума
Кортик Началась агония русской эскадры, все еще стоявшей на рейде. Агония эта длилась 11 с лишним лет, пока корабли медленно разбирались по частям. Снимались орудия, механизмы, медь и каютная отделка.
Затем были разобраны и сами корпуса.
Последним пошел на плаху линейный корабль «Генерал Алексеев». Началось и его четвертование. Но агония гиганта длилась долго: армия молотобойцев не скоро справилась с его могучим корпусом, и стук тяжелых молотов долго отдавался в сердцах русских моряков , кто остался в Бизерте на тот период.
С исчезновением «Генерала Алексеева» - гордости флота Врангеля - в бизертских водах не осталось русской морской силы...
Ч. 16-я. Последующая.