В 1900 г. самоуправление города подписало договор о строительстве в Тифлисе канатной железной дороги и утвердило проект бельгийского инженера Альфонса Роби. Договор предусматривал следующее: бельгийское анонимное общество получало право в течении 45 лет эксплуатировать фуникулер с последующей безвозмездной передачей сооружения городу.
Проезд для детей до 5 лет, почтальонов, полицейских и жандармов должен был быть бесплатным. Строительство фуникулера началось в 1903 г. и закончилось в 1905 г.
Тифлисский фуникулер - один из самых больших и красивейших сооружении такого типа в мире.
Нижняя станция (архитектор А.Шимкевич)
Угол наклона пути составляет 28·33 градусов. Толщина стального каната - 33 мм.
Фуникулер соединяет центр города с верхним парком на горе Мтацминда.
Ещё до его открытия пресса писала:
Тифлис. 29 декабря. Закончена постройка фуникулярной железной дороги на гору св. Давида. На днях на ней откроется движение. Это единственное в России сооружение построено по типу дороги на Везувий. Предполагают, что с открытием фуникуляра сильно возрастут цены земельных участков на горе св. Давида.
-
"Русское слово". 30 декабря 1905г. Касса нижней станции Фуникулера
Имеет три станции: Нижняя, Пантеон (разъезд длиной 70 м), Мтацминда.
Разъезд на Пантеоне (один вагончик едет наверх, другой-вниз)
На разъезде
Церковь Святого Давида на Пантеоне
И сам Пантеон. (Станиславский на могиле Ильи Чавчавадзе)
Могила Грибоедова
Верхняя станция. Вид со стороны города
Верхняя станция Фуникулера на Мтацминда. (внутри)
Следует отметить, что нижняя и верхняя станции были спроектированы в совершенно разных стилях. Нижняя, в частности, построена в псевдомавританском стиле. В отличие от нижней «восточной» станции, верхняя представляет собой образец раннего модерна с искусно прорисованными деталями. характерными для «югендстиля». Высота верхней станции над уровнем моря 727 метров.
Верхняя станция фуникулера
Со временем и Нижняя и Верхняя станции Фуникулера претерпевали различной степени изменения.
В 30-е годы была полностю перестроена верхняя станция. На её месте в 1938 году было сооружено новое здание в неоклассическом стиле по проекту З. и Н. Курдиани в соавторстве с А. В. Волобуевым, а на плато был открыт Парк культуры и отдыха, названный впоследствии именем Иосифа Сталина.
На Нижней же станции пока ограничились малым - звезды Давида изменили на советские пятиконечные -)), при этом основной ступенчатый псевдомавританский фасад остался без изменения.
Однако в 1968-69 годах и она была кардинально перестроена . В отличие от первоначального облика, новое здание являло пример модернизма...некоторую тяжеловесность конструкции прекрасно нивелировал дивной красоты витраж...(жаль на фотографии и с этого ракурса его не разглядеть)
Верхняя станция Фуникулера была двойного назначения...
В нижнюю ее часть прибывал вагончик, а наверху располагался ресторан...
вид на город оттуда был шикарный...
а этот вид тоже из ресторана, но уже на парк....
Вид из парка на верхнюю станцию...
Павильончик тех же времен, по моему он и сейчас сохранился...
21 июня 2000 года произошёл обрыв троса на Фуникулере, после чего он был остановлен. В результате обрыва незначительно пострадали 20 иностранных туристов. К счастью, обошлось без жертв....Сохранилась вот такая из последних фотография.. здесь можно разглядеть витраж Нижней станции,правда частично уже разобраный...-((
Рассказывая о Фуникулере, нельзя не сказать несколько слов о Канатной дороге. В 1958 году была построена и открыта канатная дорога на гору, поднимающая пассажиров на плато от площади Руставели (из внутреннего дворика Дома ученых).
Нижняя станция канатной дороги имела необычную конструкцию....две спиралевидные дорожки разводили посетителей спешащих подняться наверх и тех кто уже спустился и направлялся к выходу в город..ни потоки людей ни дорожки нигде не пересекались и не соединялись ни вверху ни внизу...
Канатка прекратила работу 1 июня 1990 года после трагического случая. В результате обрыва главного троса две кабины рухнули на землю с 20-метровой высоты, в результате чего погибло 15 человек. 45 человек получили тяжелые увечья. После этого случая канатного подъема на гору Мтацминда не стало.
До недавней поры и канатная дорога и фуникулер от длительного и многолетнего бездействия находились в запустении и разрухе...забраться наверх можно по ступенькам вдоль фуникулера или на машине в объезд...с осени 2012 года ведутся спешные восстановительные работы пока только тбилисского Фуникулера...
по материалам
aidatiflis , Википедии, фотоматериалы из TBILISIS FORUMI и подфорума
ტფილისის ძველი ფოტოები (старые фото Тбилиси)