Как сделать философию смешной)

Jun 01, 2015 22:47

Рецепт ... довольно прост - переложить ее в стихах. Как раз один подобный эксперимент предлагается вниманию читателя - всего только "Предисловие к первому изданию" из "Материализма и эмпириокритицизма", но только в стихах. Конечно, мои поэтические способности явно же ниже плинтуса, но и так - и то уже как-то получается. Кроме того, это еще и ... просто более понятный текст, чем оригинал. Итак, рискнувшим познакомится с результатами такого эксперимента рекомендую ...



Пошла как-то группа писателей,
Жаждавших стать бы марксистами
Походом совсем и нешуточным
Марксизма повергнуть саму философию.

В полгода и срок незначительный
Свет видят четыре издания,
Как правило, чу - даже полностью
Нападками повергающие
Диалектический образ материи.

Их список откроем мы “Очерком
Марксизма самой философии”
Что правильно звать было “Очерком
Марксизма прямого чернения”.

Писавшие это поганое
Писание вовсе ничтожное
Базаров то Берман с Богдановым,
И Гельфанд еще и с Суворовым,
Юшкевич еще с Луначарским.

Затем появляются опусы -
Юшкевича “Образ материи,
Как выбранный в прибавлении
И реализма идеи критической”
И Бермана мысль “Диалектика,
Что светом новейшей теории
Познания уже озаренная”.

И, наконец, Валентинова
Идеи уже “Построения
Марксизма самой философии”.

Не может здесь каждый из названных
Не знать той доходчивой истины,
Что Маркса словами да Энгельса,
Тверженными явно десятками
Те мысль свою философскую
Материи диалектикой
Навеки уже обозначили.

И все эти выше тут званные,
Что вместе пошли, презирая,
Различий момент политических
Враждой оказавшись все спаяны
Тлеющей против рожденного
Диалектикой материи образа
Всё жить продолжают в претензии
Марксизму их принадлежности.

Что Берман стеснения не ведая
Идею великую Энгельса,
Что именем звать диалектика,
Позорным прозванием мистики
В открытую провозглашает.
Что тот же Базаров да походя,
Да зная и как бы естественным,
И Энгельса взгляды глубокие
Знать понимает старинными.
И, знаемо, “смелые воины”
Материи образ гностический
То - видят уже опровергнутым
И с гордостью в высь поднимаясь
От родства с познанья теорией
Уже современной, но, мало,
И мысли же философской струей насыщаясь
То - наиболее новой иначе новейшей;
И мыслью и полнясь теперь позитивной,
И наполняясь и новой,
Но в философской трактовке
И мира наукой естественной,
Что в трактованьи отчетливо
Имя берет себе крестное
Века двадцатого.

Кем не явись средь помянутых -
Истребителем же обозначенный -
Топчущим гностику образа
Материи диалектического, -
И, пребывая наполненным,
Первому взгляду лишь видимым,
Знаньем новейшим из нового,
Чувства боязни не ведая,
Аж торопясь к фидеизму с объятьями -
Что Луначарским поболее
И оказалось проявлено,
Но - не несло уникальности, -
Чу, там от видимой смелости
След уж и стынет, а, далее,
И идеалам почтения
Нет никакого и собственным,
Что лишь ему к Марксу с Энгельсом
Определяться приходится.

Что нам тогда и увиделось -
Тем же оно да и выглядит -
Марксизма прямым отречением
Оно таки прямо становится.
Но на словах оно слышится -
Увертки одни бесконечные,
Обхода попытки всегдашние,
Сути марксизма незыблемой,
Ну и отхода прикрытие,
Замена и принципа верного
Материи сути гностической
Одним тем единственным кем-либо
Завета хранителем преданным,
Разбора забвение полное
Бесчисленно слов утверждаемых
От Маркса и Энгельса слышимых
Материи знаков признания.

Что скажешь тут -
То на коленях бунт, -
Одним марксистом
Сказано в сердцах.

Всему же и свойство типичное -
Одна философского знанья ревизия,
Что лишь ревизий радетелям
Печальную славу стяжать довелось
Их от важнейших в марксизме воззрений
Отходом и равно боязнью и то ж
Неспособностью явно и прямо,
Ясно, решительно, расчет завершить
С покинутым ими воззреньем.

Не скроешь, бывало и ортодоксу
Оспаривать Маркса воззренья,
Прошлому дань отдающие
Что Мерингом сделано против
Тех же идей исторических, -
Но спорить всегда только строго
И недвусмысленно, что -
Не давало бы видеть
Хоть малое смысла двоение
В подобных речах им широко изложенных.

Однако, не спорим, все тот же и
“Очерк” марксизма самой философии,
И фразу содержит одну необычную
На правду предельно похожую.
Уста огласили ее Луначарского,
Быть может, звучала в ней мысль коллективная,
Что, дескать, возможно, и мы заблуждаемся,
Но поиску это не будет препятствовать.

Две части в той мысли явно звучащие,
Одна постигающая абсолютную,
Другая же - лишь только одну относительную
Истину там несомненно открытую,
Что я ж постараюсь со всей обстоятельностью
Раскрыть в предлагаемой
Книге читателю.

Теперь же замечу -
Вещай же философы
Не столько от имени Маркса да Энгельса,
Но имя бы взять бы им нескольких ищущих,
То сколько бы больше от них уважения
И воздано было себе же любезным,
А так же и классикам ясной теории.

Что о себе здесь готов обозначить -
Исканья и мне философские кряду.
Что и являет: в здешних заметках
Я и предметом себя озадачил
Поиска, чем же подвинулись люди
Видом марксизма прикрыть вознамерившись
Нечто уж вовсе предельно запутанное
Сбивчивое до невероятного,
Да и реакционное.

когниция, семантика

Previous post Next post
Up