Apr 20, 2015 21:21
Город Трнава, уютно расположенный между хребтами Малых Карпат и рекой Trnávka, известен как Маленький Рим из-за его небольшого количества церквей и верности католицизму. Его невозможно назвать известным туристическм центром, но французский автопроизводитель Peugeot называет его своим домом. И такая претензия на известность больше, чем просто пустяк: Трнава помогает превращению Словакии в мировую столицу автомобилестроения.
Конечно, Словакия делает гораздо меньше автомобилей в общей сложности по сравнению с таким странами, как Китай. Но в расчете на одного человека ни одна страна в мире не достигает таких показателей, как народ общим числом 5400000 человек. По словам Яна Pribula, президент национальной Ассоциации автоиндустрии (Automotive Industry Association), Словакия изготовила 970000 автомобилей в 2014 году, или 179 автомобилей на 1000 человек.
Сравните это со странами, традиционно связанными с деятельностью автопрома. Япония производит менее половины этой цифры, а Германия меньше, чем на четверть. Так немецкий автоконцерн Volkswagen пришел в Словакию 20 лет назад, компании от Китая до Чехии стекаются в Словакии, что и позволило почти двухкратное увеличение производства с 2007 года. Да, откуда тот Porsche Cayenne что ваш сосед понимает свидетельством его преуспеяния? Он сделан в Братиславе.
Так каким таким образом Словакия превратилась в центральноевропейский Детройт (нам следует слегка извиниться перед словаками)? Да, этому существует одно объяснение, как утверждает Pribula. Большинство стран Восточной Европы в соседстве со Словакией, такие, как Румыния и Болгария, оказались после падения Советского Союза в весьма незавидной политической и экономической ситуации. Тогда как советские друзья на севере и западе просто слишком дороги для автопроизводителей - понимай, что уровень зарплат достаточно высок. Кроме того, не следует забывать и о географии - Словакия расположена прямо в центре Европы, что и облегчает доставку продукции странам - автопожирателям, той же Англии.
Именно это следует понимать причиной избавления Словакии от упреков, адресуемых канцлером Ангелой Меркель Греции и другим странам с падающей экономикой. С момента вступления Словакии в Европейский Союз в 2004 году валовой внутренний продукт в стране вырос почти вдвое, а безработица упала, что и породило для нее прозвище Тигра Татр. Даже финансовый кризис не умерил ее возможностей.
Конечно развитие словацкой автопромышленности - это не прогулка по ровной дороге на фоне прекрасных пейзажей. ВВП страны на душу населения по-прежнему на 25 процентов ниже, чем в других странах Европейского Союза, и, хотя Словакия и выпускает миллион автомобилей, но все они иностранных марок. Это означает возможность для компаний перенести это производство в любое другое пригодное для этого место, как утверждает John Conybeare, профессор политэкономии из University of Iowa.
Прогресс всего лишь единственной отрасли позволил оставить все неприятности позади. До краха коммунизма, Словакия была крупным производителем вооружений, что и привело к массовой безработице - до 20 процентов в некоторых районах - с приходом 1989 года. Поэтому, возможно, "центральноевропейский Детройт" всего лишь псевдоним подобного прорыва.
экономика,
социум