Наконец, позитивная программа, которую, собственно, и предлагает непосредственно В. Гейзенберг, носит название концептуального плюрализма. В его оригинальном определении концептуальный плюрализм означает «мысль, что соединение и разделение нескольких принципиально различных субстанций объясняет бесконечное разнообразие явлений». Концептуальный плюрализм - это отнюдь не некоторая позднейшая философская схема, но модель, предложенная еще древнегреческим мыслителем Эмпедоклом. Сам подход концептуального плюрализма - именно синтетический подход, в частности, идея «соединению эмпирического знания с математикой». Основное достоинство данной идеи - это именно «благоприятствование разделению, идентичному основополагающему разделению в картезианстве и разделению на основе полярности мыслящего и протяженного существа». Разделение на «мыслящее и протяженное существа» явно ожидает еще долгая история его использования в познании, «пока не возникнет новое понимание проблемы реальности». Хотя именно мы придерживаемся осторожного пессимизма в отношении идеи «необходимости для понимания параллелизма между духом и телом детерминации деятельности духа посредством тех законов, которые соответствуют физике и химии», но и мы склонны признать, что основу философской модели должен составлять тезис принципиального многообразия не только содержания, но и начал мира. Далее, концептуальный плюрализм в своих концептуальных началах отталкивается от понимания деструктивности упрощенного картезианского разделения реальности на «бога, собственно мир и я», поскольку каждое из данных особенных начал утратит «многое из своей сущности, если каждую из них рассматривать отдельно от двух других». Но и, одновременно, существенным условием предпославшей концептуальный плюрализм картезианской модели именно и оказывается принцип, «что бог присутствует в мире и в ‘я’, и что ‘я’ не может быть отделено от мира». Именно для концептуального плюрализма «необходимая посылка естествознания» - собственно та конституция «соединенного с математикой» эмпирического знания, что именно и допускает «перевод на математический язык без упоминания о боге или нас самих».
Концептуальный плюрализм историчен в своих корнях и позволяет его понимание «разумным компромиссом, устраняющий трудности монизма и в то же время допускающим определенный порядок», но и, одновременно, он обнаруживает и известную «неудовлетворительность для привыкших думать последовательно». В своей исторической проекции он исходит не только от собственно идеи Эмпедокла, но и от «принципа Анаксагора присутствия всех вещей во всем при невозможности их полного разделения». Скорее всего, наиболее существенной установкой, как исторических, так и современных версий концептуального плюрализма следует понимать именно «принцип приведения любого происходящего в мире изменения к соединению и разъединению различных элементов», и, точно так же - и «присутствие малых элементов во всех телах в условиях перемены от тела к телу их отношения». Устройство мира есть сама его структурность, в спекулятивном смысле воспринимаемая как микроструктура макроформ, и это и есть именно спекулятивное (методологическое), а не - адресное или предметное начало, «полное разотождествление элементов микроструктуры Анаксагора с каким бы то ни было из четырех элементов Эмпедокла».
Полностью это называется "«Формула познания» Вернера Гейзенберга" и лежит
здесь.