Традиционный ежегодный пост по итогам театрального сезона. Как всегда, примечание: в список попадает только то, что смотрю сама, и что считаю важным. Не на все, что собиралась, успела, по разным причинам (вообще своей активностью не очень довольна, хотя и есть чувство, что сезон бесконечный и сильно загруженный). Собираюсь досмотреть позже -- как досматривала в этом сезоне работы предыдущего, в том числе несколько совершенно выдающихся.
Порядок в перечислении -- не рейтинг "с местами", а именно перечисление. Географический охват -- Москва и Петербург.
Лучший спектакль (драма, большая форма): «Кинастон» (Театр Табакова); «Вариации тайны» (МТЮЗ); «Влюбленный Шекспир» (Театр Пушкина)
Лучший спектакль (драма, малая форма): «Игра» (Театр Наций); «Приключения Незнайки и его друзей на воздушном шаре» (Около)
Лучший спектакль (опера): «Пиковая дама» (Геликон-опера); «Алеко» (Геликон-опера); «Енуфа» (Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко); «Проза» (Электротеатр Станиславский)
Лучший спектакль (мюзикл): «Граф Монте-Кристо» (Санкт-Петербургский театр музыкальной комедии); «Три мушкетера» (арт-группа Fellowship)
Лучший спектакль (междужанровое): «Пиковая дама. Опера-променад» в Усадьбе Гончарова-Филипповых; "Дом 19/07" в Усадьбе Поливанова; «Реверс» (Театр мюзикла)
Лучший семейный спектакль: "Ночь перед Рождеством" (Театр Наталии Сац); «Лес, ведьма и горящий шкаф» (Театр Наталии Сац); "Синяя синяя птица" (Театр Наций); «В гостях у оперной сказки» (Геликон-опера)
Лучшая мужская роль (драма): Максим Матвеев - Эдвард Кинастон («Кинастон», Театр Табакова); Игорь Гордин - Абель («Вариации тайны», МТЮЗ); Виктор Вержбицкий - Эндрю Уайк («Игра», Театр Наций); Александр Арсентьев - Лорд Уэссекс («Влюбленный Шекспир», Театр Пушкина); Игорь Костолевский - Генри Хиггинс («Пигмалион», Театр Маяковского), Александр Доронин - Борис Голицын («Последние дни», РАМТ), Виктор Панченко - Дантес, Петр («Последние дни», РАМТ)
Лучшая женская роль (драма): Таисия Вилкова - Виола («Влюбленный Шекспир», Театр Пушкина), Ирина Таранник - Гончарова («Последние дни», РАМТ)
Лучшая мужская роль второго плана: Виталий Егоров - Карл II («Кинастон», Театр Табакова), Никита Пирожков - Сэм («Влюбленный Шекспир», Театр Пушкина)
Лучшая женская роль второго плана: Ирина Коренева - Жена Илла («Визит дамы», Электротеатр Станиславский), Евгения Борзых - Мария («Кинастон», Театр Табакова), Тамара Лякина - Королева Елизавета («Влюбленный Шекспир», Театр Пушкина)
Лучшая мужская роль (опера): Николай Дорожкин - Герман («Пиковая дама», Геликон-опера), Петр Морозов - Алеко («Алеко», Геликон-опера), Дмитрий Боос - Германн («Пиковая дама. Опера-променад»), Дмитрий Зуев - Фердинанд («Обручение в монастыре», МАМТ), Михаил Никаноров - Мазепа («Мазепа», Геликон-опера)
Лучшая женская роль (опера): Анна Аглатова - Моргана («Альцина», Большой театр), Евгения Морозова - Графиня («Пиковая дама. Опера-променад»), Мария Макеева - Луиза («Обручение в монастыре»), Ольга Щеглова - Мария («Мазепа», Геликон-опера», Земфира («Алеко», Геликон-опера), Лариса Костюк - Графиня («Пиковая дама», Геликон-опера), Елена Михайленко - Лиза («Пиковая дама», Геликон-опера), Елена Безгодкова - Енуфа («Енуфа», МАМТ)
Лучшая мужская роль второго плана (опера): Кирилл Новохатько - Золотой Петушок («Золотой петушок», Геликон-опера), Король Густав («Царица», Теликон-опера); Максим Перебейнос - Елецкий («Пиковая дама», Геликон-опера), Константин Бржинский - Елецкий («Пиковая дама», Геликон-опера»); Василий Гафнер - Чекалинский («Пиковая дама. Опера-променад»); Александр Киселев - Василий Кочубей («Мазепа», Геликон-опера), Дмитрий Хромов - Царевич Гвидон («Золотой петушок», Геликон-опера), Сергей Петрищев - Дьяк («Ночь перед Рождеством», Театр Наталии Сац), Денис Макаров - Банко («Макбет», МАМТ)
Лучшая женская роль второго плана (опера): Олеся Петрова - Полина («Пиковая дама», Большой театр), Анастасия Хорошилова - Каролка («Енуфа»), Иван Марков - Ведьма («Лес, ведьма и горящий шкаф», Театр Наталии Сац)
Лучшая мужская роль (оперетта/мюзикл): Кирилл Гордеев - Эдмон Дантес («Граф Монте-Кристо», Санкт-Петербургский театр музыкальной комедии); Евгений Зайцев - Костя Треплев («Чайка», Театр Луны); Александр Чернышев - Дориан Грей («Портрет Дориана Грея», Санкт-Петербургский Мюзик-Холл); Юрий Ильин - Ришелье («Три мушкетера», арт-группа Fellowship)
Лучшая женская роль (оперетта/мюзикл): Вера Свешникова - Мерседес («Граф Монте-Кристо», Санкт-Петербургский театр музыкальной комедии); Галина Безрук - Молли («Привидение», Stage Entertainment); Мария Елизарова - Сибилла Вейн («Портрет Дориана Грея»,Санкт-Петербургский Мюзик-Холл)
Лучшая мужская роль второго плана (оперетта/мюзикл): Александр Суханов - Привидение из подземки («Привидение», Stage Entertainment); Алексей Байков - Альбер («Граф Монте-Кристо», Санкт-Петербургский театр музыкальной комедии); Сергей Сорокин - Медведенко («Чайка», Театр Луны); Олег Красовицкий - Фернан («Граф Монте-Кристо», Санкт-Петербургский театр музыкальной комедии); Олег Провоторов - Адриан Синглтон («Портрет Дориана Грея», Санкт-Петербургский Мюзик-Холл), Виталий Зубарев - Рошфор («Три мушкетера», арт-группа Fellowship)
Лучшая женская роль второго плана (оперетта/мюзикл): Наталия Диевская - Луиза Вампа («Граф Монте-Кристо», Санкт-Петербургский театр музыкальной комедии)
Лучший студенческий спектакль: «О, Баядера!» (Щукинское училище), «Без ума от тебя!» (Щукинское училище), «В джазе только девушки» (ГИТИС), «Сны отеля «Шекспир» (ГИТИС)
Фестивали сезона: «Видеть музыку»; «Золотая Маска»; DanceInversion
Театр сезона (музыкальный): «Геликон-опера»
Театр сезона (драматический): Театр Пушкина
Потери сезона: Дмитрий Хворостовский, Олег Табаков, Михаил Угаров, Елена Гремина
Печаль сезона: «преобразование», а по сути ликвидация Камерного театра Покровского; приостановление деятельности компании «Stage Entertainment” в России
И пара слов. Сезон очень неровный и нервный. Вроде бы и много всего -- а порой ощущение нехватки и того, и этого. В мюзикловом направлении было очень мало хороших спектаклей (достойных актерских работ много, а именно спектаклей один-два) Да, возникает много концертов, много междужанровых программ, но хочется больших - и маленьких - качественных мюзиклов. Неважно, старых или новых, где и когда написанных. В число лучших спектаклей я поставила два - один в крупном театре, признанном лидере жанра, другой сделанный небольшой (но тоже давно и успешно зарекомендовавшей себя) творческой командой. По сути своей они однаково важны для развития жанра. А мой любимый мюзиклорежиссер в нынешнем сезоне перенес свою основную активность в нестоличные театры, и его ощутимо недоставало московскому пейзажу)) Следующий сезон это исправит -- премьер будет сразу несколько, и очень классных.
Еще. Я по-прежнему противник драматических режиссеров в опере (за редким исключением -- и это радостное исключение ждет нас в новом сезоне в Большом, например)). Нынешний сезон подтвердил их несостоятельность; в драме они большие художники и достойны бесконечного уважения, но примеры работ в опере - мимо. Мимо всего.
Знаю, что все больше возникает независимых оперных проектов, которые делают молодые режиссеры. Но, увы, не успела ничего посмотреть (дорогие творцы, ловите меня за хвост и зовите! И мне интересно очень, и вам небесполезно))). И это радостно: люди собираются чтобы делать то, что им хочется - и у них это получается.
И финальное: уже который год в моем списке закономерно меняются имена и названия, но два пункта - лучший музыкальный театр и лучший драматический театр - остаются прежними. Ибо - правда лучшие. И любимые бесконечно)))