Учитель не обязан быть неинтеллигентным!

Jan 08, 2014 11:05

В последнее время я всеми силами борюсь против бездумного скачивания школьниками материалов из Интернета. Все мы видим, как одни и те же фактические ошибки кочуют из одного реферата в другой, размножаются в десятках ученических сочинений. Все мы знаем, как дети умеют «отключать мозги», зачитывая чужой и часто непонятный им текст. Учитель должен доказать своим подопечным, что так никогда не станешь интеллигентным человеком. Не станешь даже просто образованным!
И вот на днях я решила дополнить свою разработку урока, посвященную анализу письма Д.С. Лихачева «Человек должен быть интеллигентен!», находками моих коллег - словесников. Все мы имеем право брать в Интернете чужие материалы, для того они там и выложены, можем использовать опыт других учителей... Но если мы пожелаем опубликовать свою разработку урока, в которой учтен чужой опыт, то следует указывать автора, чьи материалы мы позаимствовали. Нельзя выдавать их за свои! Это - плагиат!
Я без особого разбора скачала пять разработок урока на интересующую меня тему и решила обогатиться чужой мудростью. Сразу посоветую коллегам : не стоит сокращать письмо - рассуждение Д.С.Лихачева за счет авторской аргументации, даже если она кажется вам избыточной. Некорректно «улучшать» чужой текст, заменяя лексические повторы синонимичными словами. Это не сочинение школьника, а письмо большого ученого, уважаемого человека, вполне владеющего Словом! Я имею в виду, что текст письма Д.С. Лихачева в некоторых учительских материалах претерпел значительные изменения и предложен ученикам для анализа уже в искаженном виде.
Но написать эту заметку меня заставил вполне определенный факт. Один из учителей, видимо, допустил опечатку, предлагая контрольные вопросы к тексту письма Д.С. Лихачева. В результате вопрос прозвучал так: « Может ли образованный человек априори считаться неинтеллигентным?» Совершенно понятно, что приставка «не» в последнем слове вопроса - лишняя! Я рассмеялась, опечатка показалась мне досадной, но отнюдь не возмутила. Мы знаем, что в истории опечаток были примеры и похлеще!
Но когда я увидела, что еще в двух из оставшихся четырех разработок допущена та же самая опечатка, то настроение мое изменилось! Похоже, что не только ученики грешат бездумным плагиатом, но и некоторые учителя. Конечно, нельзя исключить, что все три учителя независимо друг от друга задались одним и тем же вопросом : «А не способствует ли образование ухудшению нравов?» Но эта проблема не поднимается в тексте, который мы анализируем. Напомню, что в своем письме Д. С. Лихачев, в частности, доказывает, что интеллигентность - не только в знаниях! Но образование интеллигентности уж точно не помеха!
Нельзя исключить и того, что три учителя из пяти независимо друг от друга допустили одну и ту же опечатку... Но - увы! - похоже и на то, что чужой вопрос был скопирован в «авторскую» разработку совершенно бездумно. Возможно, учитель «споткнется» на этой формулировке только тогда, когда вопрос будет задан школьникам. Но еще хуже, если ни наставник, ни дети так и не заметят абсурдности такой постановки проблемы...
Я не буду здесь уточнять, какие еще отрывки без опечаток из чужой разработки урока отдельные учителя выдали за свою инновацию...
Уважаемые словесники! Кому, как не нам, быть внимательными к Слову? Кому, как не нам, показывать образец порядочности!?
Коллеги, пожалуйста, будем интеллигентны!
Previous post Next post
Up