Прилетела я в Пекин с опозданием на час. У Австрияков что-то случилось с самолетом, и они его прямо у нас на глазах, под окнами терминала, ремонтировали. В очередной раз порадовалась, что летаю налегке, только с ручной кладью, ибо при выходе из самолета стюардессы объявили что-то вроде "Уважаемые пассажиры, в связи с поспешным вылетом из Вены не весь багаж успели погрузить на борт, так что, если вы не получите ваш багаж, приготовьте адреса вашего пребывания, чтобы мы могли его дослать." Класс!
Первое впечатление, что аэропорт Пекина, в целом, не отличается от аэропортов Европы, в которых мне довелось побывать, оказалось ошибочным. Он огромен. У него только Терминал 3 имеет три отдельных здания, между которыми курсируют вагончики. Международный, разумеется, самый дальний. Сперва в нем проходишь паспортный контроль, перед ним - через невидимые сканеры температуры. Китайцы очень боятся всякой заразы, в частности, простудно-респираторных, и всех прибывающих проверяют. Я заранее начиталась всякого, где пугали 14дневным карантином (я вообще во время поездки поняла, что надо меньше читать - некоторые советы оказались полезными, а некоторые только усилили паранойю), и немного переживала насчет накануне прорезавшегося насморка, но он оказался никому не интересен.
Из аэропорта до отеля, отвергнув вариант такси, мы добирались сперва на электричке Аэропорт Экспресс, потому на метро и далее на своих двоих. Про транспорт я потом отдельно расскажу во всех подробностях, а пока мы в отеле, восторгаемся номерами и особенно - ванной комнатой и туалетом без перегородки, так что сидя в кресле у окна можно наблюдать за тем, что там происходит. Время приближается к двум часам дня, погода прекрасная и немного жаркая, мы решаем совершить первую вылазку до ближайшего китайского культурного наследия, которое, так случилось, всего в 15 минутах ходьбы от отеля - до Храма Неба.
На подходе к цели был замечен большой симпатичный домик, который, как я потом почитала, является я чуть ли не крупнейшим в Пекине рынком жемчуга, но мы до него так и не дошли. Равнодушны мы, как выяснилось, и к жемчугу, и к шоппингу.
Количество людей, стоящих в очереди за билетами, внушило мне некоторые опасения, но все обошлось. С точки зрения очередей у китайцев дело налажено хорошо, и в этом мы еще потом неоднократно убеждались. Они движутся достаточно быстро и цивилизованно. Зато тут мы сразу оценили хитрость китайцев насчет входных билетов. Вход стоит 25 RMB (RMB - оно же реньменьби, оно же юань - это их валюта. Курс примерно 1 USD = 6 RMB, 1 EUR = 7,2 RMB. Не любят они евро.). В целом - недорого, но это только вход на территорию комплекса, проще говоря, в парк. Чтобы попасть на территорию собственно Храма - еще 25 или 30 RMB (точно уже не помню). Чтобы попасть к еще одному культовому сооружению - еще 20 или 25 RMB. То есть, сэкономить можно, но тогда не увидишь ничего из того, за чем пришел. Но есть комплексный билет за 60 RMB, который позволяет посмотреть все. То есть вроде бы 25 RMB, но по факту 60 RMB. Для тех же, кто купил только входной билет, а потом-таки решил посмотреть и остальное, стоят вот такие дополнительные домики-кассы.
Площадь, занимаемая храмом и принадлежащими ему угодьями огромна и превышает даже размеры Запретного города, бывшей императорской резиденции.
Гулять там можно много и долго, если есть время. Мы ограничили себя двумя часами, которых, в целом, было вполне достаточно, чтобы все посмотреть и при этом не сильно устать. Все-так после целого рабочего дня, потом 9ти-часового перелета и потом еще целого дня, полного новых впечатлений, чувствуешь себя немного овощем. К нашему немалому удивлению, при входе обнаружилось краткое описание на русском языке (наряду с китайским, английским, японским и корейским).
В парке обнаруживались всякие интересные штуки. Например, сад камней по-китайски.
Или народ, играющий в местную разновидность шахмат (у меня так и не дошли руки выяснить, как это тут называется, да и не у кого было выяснять).
Сам храм я узнала сразу. Эта картинка в разных ракурсах мигрирует из отчета в отчет по всему интернету. Знакомьтесь, кто еще не видел, - Храм Неба.
Как можно видеть, все мои попытки сфотографировать его так, чтобы на фоне не было людей, потерпели неудачу. Людей много, они повсюду и от них никуда не деться. С этой простой истиной Китая лучше смириться сразу и навсегда, чтобы не разочаровываться в дальнейшем, когда вокруг будут ходить, шуметь, сидеть, свисать, оккупировать все доступные для сидения площади китайцы в больших количествах.
Внутрь самого сооружения зайти нельзя, но можно заглянуть, что активно делают все туристы, собираясь в плотные толпы перед входом. Мы тоже решили посмотреть, чего же там такого интересного.
Оказалось - ничего особенного. Заглянули в одно, во второе, на третьем поняли, что везде, в принципе, одно и то же, и прекратили лезть в гущу народа. Пошли гулять дальше. В принципе, все храмовые комплексы имеют одинаковую планировку, вытянутую с юга на север. Входишь с одной стороны и плавно, через все ворота, здания, стены пробираешься к, так сказать, главной святыне данного храма. Мы же, как глупые европейские туристы, зашли сбоку (ну нам так было ближе) и продвигались в противоположном направлении, от центра к входу. Нам было как-то не принципиально, в каком порядке смотреть эти симпатичные домики....
...или площади с воротами.
Кое-где попадались любопытные описания на английском тех или иных объектов. Мне больше всего понравилось вот это, про 70ти-летнюю дверь (или ворота). Все-таки выдумщики были эти китайские императоры.
Хотя и современники от них не отстают, выдерживая строгий традиционный стиль во всем.
Последней на нашем пути стала большая площадь с возвышением, напомнившим мне Лобное мето на Красной площади.
Повсюду на территории расставлены похожие чаны. Большинство из них служило противопожарным целям (ну да, все из дерева, надо много воды), а вот эти, по-моему, для освещения площади.
Завершая прогулку, мы даже нашли некоторые уголки парка, где почти не было людей (!) и было относительно тихо (!).
И где растут деревья с вот такими закрученными стволами, вызвавшими у меня искренний восторг.
И конечно же, с соснами и симпатичными китайскими фонариками. В некоторых из них были спрятаны колонки-репродукторы, из которых лилась вполне приятная национальная музыка.
Закончив с осмотром храма мы двинули на Пекинский центральный вокзал, чтобы забрать забронированные билеты. Вот тут мы внезапно из старинно-исторического Пекина окунулись в Пекин современный, который, знаете, мне как-то сразу приглянулся. Возможно, только потому, что был похож на привычные глазу европейские реалии.
Найти билетные кассы не составило ни малейшего труда, несмотря на то, что надпись Ticket Office несколько теряется на фоне пестрой рекламы всех мастей.
После того, как мы успешно а) забрали забронированные билеты в Сиань и б) купили билеты туда-обратно до Ченде я всерьез недоумевала, почему все отзывы пугали, что это очень сложно и никто ничего не понимает. Мы хоть и встали в кассу, про которую было написано, что оно англоговорящее, но так и не поняли, говорила ли девушка по-английски, потому что для выписки билетов достаточно было подтверждения и паспортов, для покупки - написанных на бумажке даты, номера поезда, откуда куда и стоимости. Никаких проблем не возникло. Все просто и понятно. Единственное, на что можно было пожаловаться, так это на длительность стояния в очереди (почти полчаса) и раздражающие звуки дрели и запах клея (строительно-ремонтные работы в процессе). И вообще, ориентироваться везде достаточно просто, все подписано. Эта вот надпись, "елочка" с "квадратиком", вообще показалась родной и знакомой, еще со времен трипа по Японии.
Да и сам вокзал мне внешне очень понравился, хотя закралась мысль, что китайцам явно не чужда гигантомания. Но это было до того, как мы попали на Западный пекинский вокзала - тогда эта мысль укоренилась и переросла в уверенность. Пока мы добывали билеты, успело стемнеть, так что нам повезло увидеть вокзал и при свете дня, и в свете вечерних огней. Кра-со-та!
А, да, что еще сильно удивило, так это количество полиции и военных, расположившихся чуть ли не через каждые 20-30м на привокзальной площади и на входах.
На вокзале наши силы иссякли, и мы поскорее на метро ретировались в отель, чтобы на следующий день со свежими силами продолжить исследование города.