Почему не каждому копирайтеру удаётся наладить плодотворные отношения с заказчиками?

Oct 02, 2012 12:54





Когда-то давно, пока я не была знакома с системно-векторной психологией Юрия Бурлана, я написала пост на тему выбора стратегии продвижения по карьерной лестнице для копирайтера. Я говорила о том, что есть 2 основные стратегии:
  1. Стратегия активная
  2. Стратегия пассивная

При пассивной стратегии копирайтер постоянно погружается всё глубже и глубже в обучение. Он изучает типы текстов и способы их написания. Он изучает подходы к написанию рекламных текстов. Он постоянно пополняет свои знания и шлифует свои навыки, стараясь довести плоды своего творения до идеала, и забывает о том, что для эффективной работы на конкурентном рынке надо ещё и уметь находить подход к заказчикам. Надо уметь находить новых заказчиков, повышать цены на свои услуги, искать всё более прибыльные места работы. Иначе его труд просто не окупиться.






При активной же стратегии копирайтер напрочь забывает о том, что для улучшения благосостояния важно повышать свой профессиональный уровень. Он гонится за дорогими проектами, он изворачивается, ищет более щедрых заказчиков, без опасения разрывает рабочие отношения с заказчиками, которые, по его мнению, платят не достаточно. Он считает себя профессионалом своего дела и отказывается понимать, что много платить могут только за качественный контент. Да, ввиду его изворотливости, он умеет, постоянно загружать себя работай, нарабатывать опыт и его навыки со временем тоже повышаются. Но в приоритет он всегда ставит количество, а не качество. И зарабатывает такой копирайтер, часто больше, чем его коллеги, которые

«только и умеют, что умные книжки читать»

- так он обычно судит о копирайтерах, которые работают на качество.
Каждому вектору своя стратегия

На тот момент, я, сама того не подозревая, описала 2 вектора: кожный и анальный. Именно люди с анальным вектором очень ответственно и скрупулёзно относятся к своей работе. Они никогда не вышлют заказчику текст, не перечитав его несколько раз. Часто такие копирайтеры просят своих коллег перечитать текст и выявить ошибки, которые они могли допустить. Они никогда не допустят, чтобы заказчик получил текст, с грамматическими ошибками. Они отшлифуют каждую буковку, но всё равно будут не до конца довольны своим трудом. Отправляя свой текст заказчику, они ещё долго с замиранием сердца будут ждать ответа.




Они не смогут приступить к другой работе, не получив «добро» заказчика. Такое состояние часто характерно анально-зрительным копирайтерам. Для них очень важна похвала, если заказчик вышлет им оплату, но ничего не скажет о том, понравился ему текст, или нет, они будут чувствовать себя неудовлетворённо. Они будут терзаться сомнениями «а вдруг ему не понравилось???», «а вдруг он оставит отрицательный отзыв? Тогда пострадает моя репутация» - для таких людей очень важно репутация. Если кожник бережет свою репутацию лишь потому, что понимает, что если она будет запятнана, то это отрицательно скажется на его заработке, то для анальника репутация является делом чести. Часто такие копирайтеры решают вернуть деньги заказчику, если он их не похвалит, или, не дай бог, выкажет своё недовольство работой. Такие копирайтеры очень сложно идут на повышение цены:

«Нет, я ещё не доросла, надо ещё подучиться».

Кожники же - точная противоположность. Они не любят учиться, считая, что в процессе всё сами поймут, да и зачем тратить время на учебу? Они очень экономны во всём: они экономят свою энергию, деньги, время - очень ревностно относятся к своему времени. Поэтому они редко покупают обучающие материалы:

Буду я тратить время на изучение этого материала, да ещё и деньги!!! Нет, ну если бы бесплатно дали, я, быть может, ещё и посвятил свои драгоценные минутки на это, и то вряд ли

Они стараются быстро договориться с заказчиком, быстро получить ТЗ, быстро выполнить работу, для того чтобы потом можно было найти другую подработку, и ещё заработать. Они часто даже не вникают в задание, сразу приступая к работе, а если и вникают, то очень поверхностно. Вот они-то очень легко идут на повышение цены, они не будут терзаться сомнениями, не будут совестливо думать, что ещё не доросли до приличного уровня. Они всегда знают себе цену, и эта цена всегда завышена. Они могут браться и за дешёвые заказы. В то время, как анальник, если уже повысил свою планку, то никогда не опустит её ниже, даже если будет месяцами сидеть без работы, кожник быстренько нахватает дешёвых заказов и также быстренько их выполнит, посмеиваясь над анальником:

Ну и что тебе дали твои принципы?

Да, кожник будет рваться за дорогими заказами, но он быстро сопоставит затраты времени и сил на выполнение дорогих и дешёвых заказов, и может отдать предпочтение более дешёвым, но никогда не упустит шанса поднять цену и получить свою выгоду.
Как может себя реализовать анальник и кожник?

Думаю, вы и сами догадались, какая стратегия и какому вектору подходит. Да, анальнику всегда будет комфортнее реализовать пассивную стратегию. Он будет медленно продвигаться, вытаптывая каждую ступеньку, при каждом повышении цен его будет мучить совесть. Ему часто бывает сложно договориться с заказчиком, ещё сложнее ему найти нового заказчика. Они привыкают к своим работодателям и смена работодателя, так же, как и смена партнёра, для них протекает болезненно. И эта ситуация будет давить на него, ведь все вокруг говорят:

Да это просто, главное всё делать правильно, а лучше купи мой обучающий курс и сразу всё получится

И анальник верит, а как тут не верить? Он ведь сам честный, справедливый, и мир видит честным и справедливым. Есть и исключения, отрицательный опыт анальника может наоборот его сделать недоверчивым ко всем, но это только он будет думать, что никому не верит и всё он знает, на самом деле его всегда легко можно уговорить купить очередной супер курс, который не принесёт ему никакой пользы.

Да, что-то он начнёт воплощать, стараясь сделать правильно, как в детстве: «маму надо слушать». И что-то будет действовать, но никогда он не получит тех результатов, которые ему обещают. Но почему? А потому, что нет у него этих свойств! Не может он по кожному всё быстро делать, быстро адаптироваться к любым переменам,  быстро договариваться, быстро находить новых заказчиков, параллельно успевая дописывать работу для предыдущих. Да и вообще, он всегда обстоятельный, ему всё должны четко объяснить. А если заказчик оказался кожным и даже бриф не заполнил, в целях кожной экономии времени, то анальник вообще в ступор впадает и не знает, что ему сделать и как поступить.




Ну и что теперь? Если копирайтеры с анальным вектором такие неприспособленные, значит, им места нет на этом рынке? Вовсе нет, место им есть, а главное - именно им-то и есть это самое место. Так как никто кроме анальника не сможет выдать такой качественный контент. Но как же тогда анальникам работать, если им так сложно даётся общение с заказчиками? А работать им лучше через посредника, но тут опасность есть - кожный посредник никогда не упустит шанса обобрать бедного анальника. Но если анальник сможет найти честного кожного менеджера, он сможет избавить себя от многих проблем, в том числе и от психологических травм. Есть и ещё один выход - следовать пассивной стратегии. Работать на улучшение своих навыков, продвигать себя своими работами.

Кожники - эти «ушлые» ребята никогда не пойдут по пассивной стратегии, ещё бы, будут они тратить своё время на медленное продвижение. Но и никогда они не станут такими профессионалами, как анальники, им просто не хватит усидчивости. Но в одной сфере они переплюнут любого анальника - в сфере написания продающих текстов. Кожник сможет так «впихнуть» товар, что покупатель сам не поймёт, как он нажал на кнопочку «купить» и опустошил свой кошелёк. Поэтому кожникам лучше всего развиваться по родной - активной стратегии, но только в сфере написания продающих текстов. Причем это не тексты для сайтов-продажников, нет, кожникам не хватит терпения писать длинные простыни, «да и кто их читать будет?» - думает кожник через себя. Ведь он сам никогда не будет тратить время на прочтения длинных продающих текстов. А лучше для кожника реализовать себя в сфере составления коротких слоганов, отзывов о продуктах. Кожники вообще не любят писать длинные тексты. Нет, ну если за них хорошо заплатят, они поднатужатся, но лучше это дело доверить профессионалу - анальнику. А ещё кожник отлично может реализовать себя в роли менеджера по поиску клиентов для анальных копирайтеров.

Мы живём в кожной фазе развития, поэтому кожным людям очень комфортно находится в ней, а анальникам напротив - болезненно. Есть ещё и такое понятие, как смешение векторов - так, в одном человеке вполне могут сочетаться кожный и анальный вектор, но об этом мы поговорим немного позже. А теперь мне бы было интересно узнать - вы узнали себя в одном из 2-х описанных образов?

Пост написан по материалам тренинга по системно-векторной психологии Юрия Бурлана

Previous post
Up