Oct 07, 2011 00:34
ТУМАС ТРАНСТРЁМЕР
(1931- )
ГОГОЛЬ
Шуба холодная, негустая, как голодная волчья стая.
В лице - белизна. Листая
свои страницы, он слышит из чащ протяжный
вой ошибок, фантомный смешок потери.
И сердце лопается, как бумажный
обруч, когда в него прыгают эти звери.
Закат по стране продвигается, как лиса,
задевая хвостом траву и не бередя лица.
Небо гремит копытами, тень от брички
бросая на желтые окна (возьмем в кавычки)
имения моего отца.
СПб упирается в меридиан
(ты видел башню недоупавшую?) вымиранья,
и во льду кварталов последний из горожан
фланирует, как пиранья.
А он изнурен постом и стадным смехом. Но смех
расплылся над кромкой лесной. Трухлявы
столпы человечества. Как лоснится
Млечный Путь душ, как белый сверкает мех!
Так взойди в свою огненную колесницу
и вон из этой державы!
СОН БАЛАКИРЕВА
Черный рояль, глянцево-черный паук,
дрожит в паутине, сплетаемой тут же. Звук
в зал долетает из некой дали,
где камни не тяжелее росы. А в зале
Балакирев спит под музыку. И снится Милию
сон про царские дрожки. Миля за милею
по мостовой булыжной их тащат кони
в нечто черное, каркающее по-вороньи.
Он в них сидит и встречается взглядом
с собой же, бегущим с коляской рядом.
Он-то знает, что путь был долгим. Его часы
показывают годы, а не часы.
Там плуг лежал в поле, его разрыв,
и плуг был мертвою птицей. Там был залив
с кораблем, почти что затертым льдами,
темная палуба, люди толпятся там, и
дрожки буксуют, скользят ободья,
будто месят шелк, и корабль-то вроде
как военный. Написано: "Севастополь".
Он поднимается на борт. Навстречу матрос, как тополь:
"Гибели ты избежишь, если сможешь сыграть на этом", -
и показывает на инструмент, похожий по всем приметам
на трубу или фонограф, или же на запчасть
неизвестной машины. Есть, от чего запасть.
В столбняке от страха, он понимает: это
то, что ход обеспечивает у корвета.
Он оборачивается к матросу, который ближе
к нему, и умоляет того: "Смотри же,
перекрестись, как я, перекрестись, не стой!"
Матрос смотрит сквозь него, как слепой,
руки - раскинуты, голова - как спущенный шар.
Поза - прибитого к воздуху. Тут удар
барабана. Еще один. Аплодисменты! Сон
обрывается. Балакирев вознесен
тысячей крыльев, гремящих в набитом зале.
Он видит, как музыкант покидает рояль, и
врываются звуки с улицы, куда уже бросили дрожжи.
И дрожки во мраке тают секундой позже.
ВЕРМЕЕР
Крыши у мира нет. Есть - стена, сделай шаг -
и начинается шум, таверна
со смехом и руганью, бой часов и битье по зубам, свояк
с поехавшей крышей, пред коим дрожат безмерно.
Дикий взрыв и топот опоздавших спасателей. Корабли,
надутые ветром и важностью. Деньги, стремящиеся в основе
своей не к тем людям. Претензии, что легли
на претензии. Тюльпаны в поту от предчувствий соцветной крови.
С этого места, сквозь стену - прямехонько в мастерскую,
в мгновенье, живущее дальше само
собой. "Урок музыки" и (я рискую
ошибиться) "Женщина в голубом, читающая письмо" -
она на восьмом месяце, у нее два сердца, но вера
одна. Позади нее карта какой-то Terra
Incognita... Дыхание замирает... Неизвестная голубая
драпировка сливается с креслами. Золотые
гвозди врываются в комнату, застывая
в воздухе, как не забитые, а - влитые.
Уши заложены от глубины и высоты одновременно.
Это - давленье на стену с другой ее стороны.
Оно заставляет явленья парить. А стены
делают кисть устойчивей. Наличие же стены
рано иль поздно толкает на
прохождение сквозь... Это - нужно, хоть после - нужна аптека...
Мир - один, ну а стен... Стена
есть, по сути, часть человека,
ибо знает он или не знает, а это - ген
взрослых... Лишь для детей не существует стен.
Где кончаются стены, там
начинается небо. Как молитва стен пустоте.
И та
лицо обращает и шепчет нам:
"Я - открыта. Я - не пуста".