Об актуальных экранизациях. Впечатления от сериала "Клипот" 2023.

Jan 29, 2024 11:16

Когда тебе в поле зрения попадает адаптированная экранизация твоего любимого произведения, это всегда русская рулетка. Причем, если в этой экранизации действие перенесено в наши дни, да и о том, что сериал действительно является экранизацией, говорят только два скудных упоминания в статье-рейтинге и одном комментарии, количество патронов в барабане нещадно увеличивается, а просмотр грозит нехилым возгоранием в области негодования.
Однако, несмотря ни на что, я всё-таки ознакомилась с мини-сериалом "Клипот"(2023) Сергея Арланова.
В сериале рассказывается о нескольких молодых людях, "золотой молодёжи" небольшого провинциального городка, которая внезапно решает изменить жизнь человечества к лучшему. Молодые вершители в алкогольно-наркотическом восторге осознают, что именно им выпала задача перевернуть старый, "плохой" мир, и на его обломках напишут наши имена построить новый, "хороший", где все будут равны, но они - равнее прочих, потому что кто достоин дивного нового мира, решат всё те же вершители. Детки с синдромом бога совершенно спокойно карают "неверных", нисколько не рефлексируя о "щепках", которые летят при такой резвой рубке леса, ведь впереди маячит светлая цель...
Если бы я так сильно не любила творчество Достоевского и особенно его "Бесов", я, может, далеко не сразу опознала бы в этом современном сюжете историю, опубликованную более ста пятидесяти лет назад. Но "Бесов" я очень люблю и регулярно перечитываю, поэтому каждая аккуратная цитата, каждая аллюзия на роман вызывали просто шквал эмоций. В сто тысячный раз это говорю, но Достоевский - гений. Реально, роману 150 лет! Его сюжет почти без изменений перенесли в наше время, и опачки! получился качественный современный триллер, актуальный и захватывающий.
Я восхищена работой и сценариста, Дмитрия Петровского, так бережно и аккуратно переписавшего историю под современные реалии, и режиссёра, Сергея Арланова, собравшего талантливую команду, и создавшего потрясающе напряжённую и не отпускающую атмосферу сериала, и оператора, Кирилла Сперанского, сделавшего картинку именно такой, какой она должна была быть: цвет, свет, ракурсы, планы - всё безукоризненно (к слову, он же снимал так "зашедший" мне по визуалу "Эксклюзив").
На протяжение всех четырех серий зрителя не отпускает давящее ощущение приближения беды. Как в природе, за пару часов до урагана. В оригинале это предчувствие начинает нагнетается незадолго до бала в поддержку гувернанток, в сериале - практически от начала до конца. Это самый настоящий триллер, причем такой, где не особо понимаешь, за кого ты так волнуешься, просто чувствуешь, что тебя трясёт от напряжённости происходящего.
В общем, я в восхищении и как почитатель Достоевского, и как любитель качественных триллеров, и как ценитель красивой картинки и прекрасной актерской игры. Просто комбо.
Однако без ложки дёгтя у меня тоже не получится. В сериале есть три эпизода, которые откровенно портят хорошую работу:
"грех" Антона Раевского, выглядит излишне надуманно и совсем неправдоподобно, грех из оригинала смотрелся бы чуть логичнее, хотя и сложно было бы объяснить возмущённым обывателям, что это идея великого писателя, а не извращённая фантазия сценариста;
как продолжение темы - финальный твист с ключиком, тоже ну ооооочень дешёвый ход, достойный сериалов для домохозяек;
и третье - убийство Владимира Болдина, в принципе, это очередной реверанс в сторону классического сюжета, но в реалиях сериала - действие бессмысленное и не сказать, что сильно логически обоснованное со стороны персонажей-революционеров.
Я бы ещё поныла насчёт того, что моего любимого персонажа сделали максимально тупым и совершенно безыдейным, настолько, что я его узнала только за пару минут до его смерти, но никто не обещал дословной экранизации романа, а прикипеть душой к второстепенному персонажу - это мой личный выбор. Поэтому в отношении Павла Красильникова претензий не будет.

В общем, я бы оценила сериал на 8 из 10. Хотя судя по оценке на КиноПоиске (5.9), мои вкусы очень далеки от предпочтений большинства.

aww, про кино, физик-нефилолог, триллер, обзор

Previous post Next post
Up