Обучение - это изобретательство

Dec 15, 2015 16:06

Проблема в том, что «принудительная» программа не дает ждать. Не дает ждать, пока ребенок сам дойдет, догадается, пока его осенит. Постоянная ситуация конфликта: я понимаю, что нужно ждать, но не могу себе это позволить. Потому что если буду еще ждать, то ребенок просто не сдаст экзамен.

Если бы организм работал так, как дети учатся в школе, он состоял бы из непереваренных кусков пищи. Жуткая смесь. В процессе общения мозг должен работать как кишечник: получать, раскладывать на элементарные части и составлять заново.

Обучение - изобретательская деятельность. И желательно заразить изобретательством ребенка.

Личность является угрозой для социума как сформировавшейся системы. Потому что личность может до чего-нибудь додуматься и начать что-нибудь преобразовывать. Поэтому общество личностей по большей части гасит, не гасятся в итоге только самые неугомонные. Ценой является то, что можно назвать отсутствием собственного комментария. Например, при чтении или при слушании кого бы то ни было. Наиболее ярко это проявляется, когда речь заходит о сочинениях по литературе или рефератах.

У любого нормального человека при прочтении текста параллельно появляются свои мысли по поводу прочитанного. Однако я сталкиваюсь постоянно с тем, что абсолютное большинство детей либо не слышит этого комментария, либо не ценит его, вообще не считает ценным. Читая текст, ребенок считает, что смысл весь там, в тех буквочках, в тексте, в котором он должен что-то понять. На мой взгляд, ценность в другом - в том, что у меня возникло по поводу прочитанного. Если вы, читая что-то совместно с ребенком, фиксировать будете свои комментарии по поводу прочитанного, ребенок увидит, что комментарий ценен. Тогда проблемой для него будет не написать что-то по поводу прочитанного, а не написать. Через это человек обретает собственную ценность: я источник смысла, а не текст. Я читаю и реагирую, моя реакция и есть я.

Бесполезно это пропагандировать ребенку, это должно случиться само тысячи раз. Примерно так же, как человек учится ходить: он делает какие-то действия, не знает еще зачем и все время падает, падает, падает, падает, плачет, но зачем-то делает. Эта штука познавательная все равно в нас где-то вделана. Ее нужно просто не задолбить, ее нужно развивать.

Полный конспект семинара Алексея Битнера "Миссия не выполнима" можно прочитать по ссылке

2015, размышления, обучение

Previous post Next post
Up