Поэт не поддался соблазну известного эффекта шестидесятников - чем больше аудитория, тем легче перед ней выступать, когда публика заряжалась сама от себя, а эстрадный голос множился, повторяясь в каждом посетителе тысячных залов.
Юрий Ряшенцев был и остался носителем тайного, может быть, исконного знания: чем меньше слушателей, тем они беспощадней. Окончательный вердикт таланту выносит читатель, с которым поэт всегда - один на один. И стихи, и имя поэта защищает исключительно собственный текст, и тут ни руками не поразмахиваешь, ни голосом не возьмешь:
«Я из-под навеса на дорогу
не гляжу - там та же мельтешня.
Есть сегодня, что сказать мне Богу.
Только он всё знает без меня…»
Недавно, от Пушкинского метро я торопился на очередной поэтический вечер в "Фонд "Нового мира", расположенный в оставшемся монашеском общежитии Страстного монастыря - сразу за "Театром мюзикла", бывшим кинотеатром "Россия".
И тут вдруг мне пришлось протискиваться сквозь плотную людскую очередь, хотя вроде бы Московский кинофестиваль прошел.
Подняв глаза на афиши, я невольно воскликнул:
- Ай да, Ряшенцев! Ай да, Юрий Евгеньевич! -
«Мне страшно это молвить вам,
но кто-то должен молвить это:
Много лет назад в журнале "Юность" текст мюзикла "Преступление и наказание" автор читал Виктору Коркия, и стихи эти мне довелось слышать со стороны.
А тут такой феерический успех!
Мюзикл - спустя четверть века! - на сцене главной площадке страны.
Впрочем, возглас "эврика!" больше относился ко мне самому.
Пришло вдруг понимание, что Юрий Ряшенцев относится к самой замечательной школе того времени - школе журнала "Юность", которая имела больше всего учеников, и последователей.
Вполне понятно нынешнее внимание литературоведов к «Лианозовской школе», «СМОГу» (Самое молодое общество гениев), «ленинградскому кружку» и пр.
Тематика промзон, окраин, замкнутого и безысходного мирка кухонного бытования «простого советского человека», противостояла - воплощенная в стихи - механизму социального угнетения. В то время вся советская литература была одним из самых действенных способов создания той самой прибавочной стоимости, о который твердил еще дедушка Маркс:
«Там, в сифонах с грушевым сиропом,
этой сладкой жизни эликсир.
Нищий шик, неведомый Европам,
Этот наш таинственный “блезир”.
Все, что здесь мы видим, -для блезиру,
невсерьез, с ухмылкой на губе...
Не прощу проклятому кассиру
этой фальши в нотах и в судьбе…»
Без школы журнала "Юность" картина свободного творчества прошлого века не может быть полной. Школа "Юности" существовала, работала, и боролась!
полностью
https://newizv.ru/news/2018-09-15/yuriy-ryashentsev-ne-ver-postupkam-ver-slovam-kogda-oni-slova-poeta-276238 Click to view
Юрий Ряшенцев - выступает в ЦДЛ.