"Пароходик с петухами": подведение предварительных итогов и предложение о дальнейшем

Apr 19, 2006 14:02

Напомню, что я предложил друзьям и формальным не поделиться соображениями о следующем ст-нии Мандельштама:

Пароходик с петухами  
По небу плывет,  
И подвода с битюгами
Никуда нейдет.

И звенит будильник сонный -
Хочешь, повтори:
- Полторы воздушных тонны,
Тонны полторы...

И, паяльных звуков море
В перебои взяв,
Москва слышит, Москва смотрит,
Зорко смотрит в явь.

Только на крапивах пыльных -
Вот чего боюсь -
Не изволил бы в напильник
Шею выжать гусь.

Были высказаны следующие наблюдения (попробую сгруппировать построчно):
Пароходик с петухами/ По небу плывет,/ И подвода с битюгами/ Никуда нейдет - фольклорная, экзотическая окрашенность этих строк соотносится с тогдашней влюбленностью еврея О. М. в сталинку Лилю Попову (irina_s). Петухи из первой строфы перекликаются с гусем из последней (аноним). 
И, паяльных звуков море - заставляет читателя вспомнить о радио (ср. ниже "Москва слышит") (ddashka), а через паяльник в ст-нии возможно возникает и напильник.
Москва слышит, Москва смотрит - перекликается с названием обозрения С. Третьякова "Слышишь, Москва?!" (ilja_auslender).
Только на крапивах пыльных - колющая и режущая семантика крапивы перекликается с соответствующими мотивами напильника (in_b). 
Не изволил бы в напильник/ Шею выжать гусь - с кем-то играют в "показать Москву" (тянут за уши), шея вытягивается и становится похожей на круглый напильник, очень крупной насечки (raf_shu). Это выражение и игра ("показать тебе Москву") зафиксированы еще у Помяловского в "Очерках Бурсы" (ilja_auslender). Тема гуся и напильника связана также с типично мандельштамовской темой острия, грозящего горлу (irina_s). В связи с соседством у О. М. "напильника" и "неба" вспомнили также строки Хлебникова: )"Напильник и небо! Какая встреча, / Какое свидание на балу слов!" ("Взлом вселенной") (loshch). Менее убедительно выглядит отсылка к "Людогусю" Маяковского (loshch). Еще вспомнили о контекстах гуся, связанных с насилием (от вспоротых гусиных перин до бабелевского "первого гуся" и ильф/петровского гуся) (gloomov). 
Дата стихотворения - 3 июля 1937 года зловеще совпадает с принятием секретного решения о начале первой и самой массовой операции Большого террора ("кулацкой"), о чем О. М. знать, разумеется, не мог (therese phil). Также гусь ассоциативно связан с Римом, а Рим с Москвой (walentina).

Прошу у всех прощения за своеволие при отборе параллелей. интерпретаций и подтекстов. Давайте продолжим и углубим?

Previous post Next post
Up