May 01, 2024 13:20
Это то, что называется «фикх ифтирадый», «фикх ат-тауакку'», «фикх такдирий», т.е фикх предположений, фикх гипотез, и является важной частью наследия исламского права. Его суть в том, что правовед допускает в качестве вероятности или примера, что возникает некий новый вопрос, и еще до его возникновения дает на него ответ.
При том, как распространено данное явление среди ученых, можно отметить, что среди первых хадисоведов, встречалось отрицательное отношение к подобной практике: от некоторых из них переданы сообщения с отказом отвечать на вопросы о том, что еще не произошло. И некоторые из ученых сочли порицаемым (макрух) выведение постановлений о том, что не может произойти согласно оценке разума.
Но есть ситуации, когда выведение положений таким образом имеет похвальную цель и шариатскую ценность, из этого:
1) *Проверка шейхом ученика на способность к иджтихаду.*
Шейх может задать ученику вопрос о том, чего не произошло, чтобы оценить, каким образом он будет решать поставленный вопрос, из чего и каким образом получит причину постановления, с какими доказательствами и каким образом увяжет, как совместит доказательства по вопросу, как ответит на возражения. *Как поступил имам Абу Ханифа со своим учеником - имамом Абу Юсуфом, когда тот отделился для преподавания не получив разрешения учителя. Имам Абу Ханифа отправил к нему человека вопросами о предполагаемых сложных ситуациях, и услышав эти вопросы Абу Юсуф понял, что ему следует вернуться и продолжать учиться у имама.* См. Ибн Нуджейм «аль-Ашбах уа ан-назаир» 425.
2) _Готовность встретить новую проблему, уже имея ее решение._
*Когда Катада ас-Садуси прибыл в Куфу, собрались вокруг него люди, и имам Абу Ханифа задал ему сложный вопрос.* Катада ответил: *«Горе тебе, случилось ли то, о чем ты спрашиваешь?»* Абу Ханифа ответил: *«Нет».* Катада спросил: *«Тогда зачем ты спрашиваешь о том, что не произошло?»* Абу Ханифа ответил: *«Мы готовимся к беде прежде, чем она случится, а когда она случится, то мы уже будем знать, каков в нее вход, и каков из нее выход».* См. «Тарих Багдад» 13/348.
وروى الخطيب البغدادي الشافعي أن عندما دخل قتادة الكوفة فاجتبع إليه الناس، وقام أبو حنيفة وسأله بسؤال صعب فقال قتادة: «ويحك أوقعت هذه المسألة؟» قال: «لا»، قال: «فلم تسألني عما لم يقع؟» قال أَبُو حنيفة: «إنا نستعد للبلاء قبل نزوله، فإذا ما وقع عرفنا الدخول فيه والخروج منه».
انظر: » تاريخ بغداد» 13/ 348.
Основа этих слов имама Абу Ханифы содержится в хадисе Хузейфы ибн аль-Ямана: *«Я спрашивал (пророка, мир ему и благословение Аллаха) о зле, опасаясь, что оно постигнет меня».* См. Аль-Бухари 3606, Муслим 1847.
قال حذيفة بن اليمان رضي الله عنه: «كنت أسأله - أي: النبي صلى الله عليه وسلم - عن الشر مخافة أن يدركني».
انظر: البخاري 3606، مسلم 1847.
Писал имам ас-Сарахси аль-Ханафи: *«А кто-то скажет: «Зачем он изложил эти (придуманные) вопросы, при том, что всякий разумный убежден, что данные ситуации не случились, и нет в них нужды?»* Мы скажем: *«Нет возможности для человека познать то, в чем он нуждается, кроме как познав то, в чем он не нуждается. Так что все это станет той категорией в которой он нуждается на этом пути. И к беде надлежит готовиться прежде, чем она произойдет».* См. «Аль-Мабсут» 1/242.
قال الإمام السرخسي الحنفي: «(فَإِنْ قِيلَ:) لِمَاذَا أَوْرَدَ هَذَا الْمَسَائِلَ مَعَ تَيَقُّنِ كُلِّ عَاقِلٍ بِأَنَّهَا لَا تَقَعُ، وَلَا يُحْتَاجُ إلَيْهَا (قُلْنَا:) لَا يَتَهَيَّأُ لِلْمَرْءِ أَنْ يَعْلَمَ مَا يَحْتَاجُ، إلَيْهِ إلَّا بِتَعَلُّمِ مَا لَا يَحْتَاجُ إلَيْهِ فَيَصِيرُ الْكُلُّ مِنْ جُمْلَةِ مَا يَحْتَاجُ لِهَذَا الطَّرِيقِ، وَإِنَّمَا يَسْتَعِدُّ لِلْبَلَاءِ قَبْلَ نُزُولِهِ».
انظر: «المبسوط» 1/ 242.
ФИКЪХ,
МУНТАКА