Шейх Абдуллах ибн Гудаян о призыве оставить мазхабы и следовать напрямую Корану и Сунне

Apr 17, 2017 15:43

image Click to view



Ведущий: Да воздаст Аллах добром шейху Абдуллаху ибн Гудаяну. К нам поступили вопросы из разных регионов, и мы начнем с Медины. Пусть брат Хабибуррахман приступает, заранее благодарим его.

Хабибуррахман: Да облагодетельствует вас Аллах, шейх, и да благословит вас и ваши знания, и да распространит посредством вас пользу для Ислама и мусульман. Спрашивающий говорит: "Мы слышим, как некоторые люди говорят, что нет причин для изучения фикха по мазхабам, и нужно брать фикх прямо из Корана и сунны. Зачем нам утруждать себя изучением того, что говорят люди (правоведы)? Какова правильная позиция по этому вопросу? Да воздаст вам Аллах добром".

Шейх: Я думаю, дело в том, что когда люди специализируются в определенной отрасли знаний, то становятся фанатичными к ней и не считаются с другими науками. Так некоторые из тех, кто специализируется в сунне (в хадисах) - ты видишь, что он вообще не хочет (считаться) с фикхом, не хочет (считаться) с усуль аль-фикхом (основами права), не хочет (считаться) с кауаид аль-фикх (правилами фикха), не хочет (считаться) с макасыд аш-шариа (наукой о шариатских приоритетах). И хочет извлекать положения из доводов, опираясь на свой вкус, в то время как он непригоден для этого!

Если мы откроем эту дверь, то невозможно будет, чтобы в делах людей установился порядок, согласующийся с верной научной методологией. И этот вопрос, в действительности, обращен к четырем имамам мазхабов, потому что фикх каждого имама записан. Ты этим вопросом будто бы возражаешь имаму Ахмаду, имаму Малику, имаму аш-Шафии, имаму Абу Ханифе и другим правоведам. Поскольку богатство имеющегося наследия в фикхе таково, что если кто-то возьмется, то не сможет сосчитать книги (ученых и имамов по фикху мазхабов). Это богатство невозможно оценить. Потому что фикх, который есть... Чтобы вы поняли положение этого вопроса - этот вопрос становится сам по себе ошибочным.

Этот (кто на мнении, озвученном в вопросе) - бедолага! Он как тот, который однажды шел со мной, когда я направлялся в мечеть, чтобы провести урок. Он сказал: "Клянусь Аллахом, для меня проблемными являются (всего) три вопроса в фикхе". Я посмотрел на его лицо, а на нем еще не появились даже зачатки бороды. Я спросил: "Тебе непонятны всего три вопроса?" Он говорит: "Ага". Я спросил: "А где ты учишься?" Говорит: "В средней школе". - Он учится в средней школе и ощущает себя так, будто для него непонятны всего три вопроса в фикхе.

Так вот тот, кто задает этот вопрос - он такой же. Потому что он - невежда в правилах выведения законов шариата (аль-кауаид аль-фикхия) , невежда в приоритетах выведения законов шариата (макасыд аш-шариа), невежда в основах выведения законов шариата (усуль аль-фикх).

Потому что есть наука усуль аль-фикх, которая используется для извлечения постановлений из доводов. Есть наука кауаид аль-фикх, она собирает для тебя из разных тем ответвления (единичные постановления), которые объединяет некое общее правило. И таких ответвлений не сосчитать в различных разделах фикха. Как, например, с правилом: "Сложность влечет облегчение". Например: "Когда убежденности противостоит сомнение, держись убежденности и оставь сомнение", т.е. "убежденность не устраняется сомнением". И, например, правило: "Поступки оцениваются по их целям". Нет ответвления в фикхе, на которое бы не распространялись эти правила.

Этот спрашивающий не имеет понятия ни о фикхе, ни об усуль аль-фикхе, ни о кауаид аль-фикх, ни о макасыд аш-шариа. Не имеет понятия, бедный - это с одной стороны. А с другой: в исламской общине в каждой стране у каждого из четырех мазхабов есть ученые-наследники, которые сейчас ведут работу в них (в своих мазхабах). Да.

Путь ахлю сунна словами ученых и шейхов

ФИКЪХ

Previous post Next post
Up