Eдиногласие ученых на действие в соответствии со слабым хадисом в вопросе достоинства деяний

Nov 02, 2015 11:55

Сказал ан-Навави в «Аль-муджму'», 3/226:
«И мы выше уже передали единогласие ученых на деяния по слабому хадису в достоинствах деяний, но не в дозволенном и запретном».

Сказал аль-Хаттаб в «Мавахиб аль-Джалиль»: «Даже если этот хадис - слабый, то ведь сошлись единогласно ученые на дозволенности деяния по слабому хадису о достоинствах деяний».

Сказал 'Али аль-Кари в «Аль-хазз аль-авфар», как это пришло в «Аль-аджвиба аль-фадыля» аль-Люкнави, 36: «Слабый хадис принимается в достоинствах деяний у всех ученых, обладателей полноценности», также сказал а «Аль-мавду'ат», как пришло там же: «Слабый хадис - строятся на нем деяния в главе достоинств деяний единогласно».

Сказал аль-Хатыб в «Аль-кифая», 1/412:
«Глава жестких требований к хадисам ахкамов и послабления к хадисам о достоинствах деяний:
Передается от нескольких праведных предшественников, что не дозволено передавать хадисы о дозволенном и запретном, кроме как от того, кого ни в чем не обвиняли, далекого от подозрений. А что касается хадисов побуждения, увещевания и тому подобного, то можно записывать их от остальных шейхов.
Передается от Суфьяна ас-Саври: «Не берите это знание в дозволенном и запретном, кроме как от главных, известных знанием, которые знают добавки и убавления (в хадисе). И нет проблем брать остальное от шейхов».
От Суфьяна Ибн 'Уейны: «Не слушайте у остальных то, что будет из Сунны, но слушайте от них то, что будет (из хадисов) о награде и тому подобном».
От Ахмада Ибн Ханбаля: «Когда мы передаем от Посланника Аллаха, мир Ему и благословения, хадисы о запретном и дозволенном, суннаты и ахкамы, мы проявляем строгость в иснадах. Но когда мы передаем от Посланника Аллаха, мир Ему и благословения, хадисы о достоинствах деяний и то, что не устанавливает какой-либо хукм, или, наоборот, устраняет его, то мы проявляем послабление в иснадах».
От него же: «Хадисы смягчения сердец несут в себе послабление в иснаде, пока не придет в них что-то из ахкамов».
От Абу Закарии аль-'Анбари: «Если передается сообщение, которое не запрещает дозволенное и не дозволяет запретное, не обязывает хукмом, а сообщает о побуждении или устрашении, ужесточении или облегчении, обязательно закрывать на это глаза и проявлять послабление в передаче»


Сказал Ибн Аби Хатим в «Аль-джарх ват-та'диль», 1/6: «И из них есть правдивые передатчики, богобоязненные, но невнимательные, часто ошибающиеся и забывающие. От таких принимаются хадисы побуждения и устрашения, аскетичности, нрава, но не берутся от них в довод хадисы о дозволенном и запретном».

Сказал ас-Сахави в «Фатх аль-мугис», 1/287: «Это послабление передается от 'Абдуррахмана Ибн Махди, и сразу нескольких других имамов, как Ахмад Ибн Ханбаль, Ибн Ма'ин, Ибн аль-Мубарак, два Суфьяна, что даже Ибн 'Ади в предисловии своего «Аль-камиль» и аль-Хатыб в своей «Аль-кифая» выделили об этом целую главу.
Сказал Ибн 'Абдульбарр: «Хадисы достоинств не нуждаются в том, кого приводят в довод (т. е. сильном передатчике)».

Сказал Абу Давуд в своем «Посланни к мекканцам», 48: «В книге «Ас-сунан» есть некоторые хадисы, не имеющие непрерывного иснада, они мурсаль, или в них есть мудаллис. Но если не находится достоверный хадис, то у большинства мухаддисов такие хадисы обретают смысл хадиса с непрерывным иснадом».

Что касается Ибн аль-'Араби аль-малики, то хоть от него и передается запрет деяния по слабым хадисам, однако это противоречит его словам в его щархе на ат-Тирмизи, 1/205: «И этот хадис, даже если в нем неизвестный передатчик, желательно совершать деяния по нему».
Также передается от него в «Танзих аш-Шари'а», 2/209: «Сказал Абу Бакр Ибн аль-'Араби в своей книге «Мараки аз-зульф»: «И я говорю о нежелательности этого, потому что сообщение, даже если не установлено достоверно, то ведь слабое сообщение предпочтительнее мнения и аналогии у ученых».
И, наверное, а Аллах знает лучше, Ибн аль-'Араби в своих словах о запрете имел в виду только хадисы ахкамов.

Что касается аль-Бухари, то сказал хафиз Ибн Хаджар в «Хадью ас-сари», 2/162, в биографии ат-Тафави: «Передал аль-Бухари от него три хадиса, один из которых - хадис смягчения сердца … и, наверное, аль-Бухари не проявлял строгость в нем, потому что это из хадисов побуждения и устрашения».

Входит ли установление желательности или нежелательности какого-либо деяния в главу «достоинства деяний»?

Сказал Ибн аль-Хумам в «Фатх аль-Кадир», 2/133: «И желательность устанавливается слабым хадисом, но не ложным».

Сказал ан-Навави в «Аль-азкар», 19: «Сказали ученые-мухаддисы, факихи и другие, что дозволено и желательно строить деяния на основе слабых хадисов достоинств деяний, побуждения и устрашения, только если хадис не будет ложным. А что касается ахкамов: дозволенное, запретное, торговля, брак и другое - то нет, не строятся деяния в этом, кроме как на достоверных и хороших хадисах. За исключением того, если это будет из предосторожности в чем-то из этого, как если передается слабый хадис о нежелательности какого-либо вида торговли или брака, то желательно очищать свои деяния от этого, но не обязательно».

Сказал Ибн Кудама в «Аль-мугни», 1/438: «Не посчитал Ахмад хадис об этом (молитве «тасбих») достоверным, и не считал ее желательной, но если человек совершит ее, то нет проблем, потому что добровольные деяния и достоинства деяний не обуславливаются достоверным хадисом».

Здесь стоит вкратце упомянуть, что это мнение не разделяли Ибн Таймия и Ибн аль-Каййим. Однако, они сделали исключение для деяния, узаконенного в общем другими достоверными текстами. Таким образом, некоторые посчитали, что в действительности разногласия нет, так как в основном слабые хадисы о достоинствах деяний побуждают к узаконенным Шариатом деяниям.

перевод: Ренат Гилязетдинов

ИЛЬМ И ХАДИС

Previous post Next post
Up