Белорусская церковная готика ч.1

Jun 14, 2012 13:30

Оригинал взят у antonsmв Белорусская церковная готика ч.1
Белорусская церковная готика

Итак после очень долгого перерыва я начинаю цикл рассказов о белорусской церковной готике. Мой рассказ будет касаться храмов 13-16 веков на территории Беларуси и приграничных районах Литвы и Польши.






Готика пришла на Беларусь в середине 13 века. Но первыми готическими сооружениями стали не храмы, а башни-донжоны, в большом количестве строившиеся в зоне противостояния зарождавшегося ВКЛ и галицко-волынского княжества. Одна из таких башен неплохо сохранилась, и находится в поселке Каменец, нынешней брестской области.
А было их значительно больше, минимум пять.

Церковное зодчество далеко не сразу приняло новшества. Период с 13 по 15 век стал переходным от византийского к готическому стилю. К сожалению нет ни одного полностью сохранившегося памятника этой эпохи. Все они известны в основном по археологическим раскопкам, старым рисункам и инвентарям.

Наиболее изученными из всех церквей этого периода - замковые церкви в Гродно и Новогрудке.

Гродненская церковь, т.н. Верхняя церковь была построена на месте разрушенной ранее византийской Нижней церкви. Ее остатки как никакой другой храм показывают переход от одной эпохи к другой. Половина стен храма сделана из византийской плинфы, а другая из крупноразмерного кирпича готической эпохи. Это наверное самый ранний храм этой группы, и многие его датируют 13 веком. Одна важная особенность постройки - невысокое качество строительства, так отсутствует правильная перевязка слоев кирпича, разная толщина слоев раствора и т.д. Похоже строители уже потеряли квалификацию в старых технологиях, но еще не достаточно хорошо освоили новые.
В храме еще просматриваются особенности гродненской школы византийского периода. Так храм имеет скошенные углы, и вставки в стены из шлифованных камней.
Особенность храма - отсутствие купола. В церкви была только одна пара колонн, поддерживавших хоры. Интерьер храма скорее всего был перекрыт готическим нервюрными сводами, так как вокруг храма было найдено большое количество нервюрного кирпича, по форме близкого к тому, который использовался в Каменецкой башне и строениях Новогрудского замка.

Вот два из возможных вариантов внешнего вида храма:



Храм существовал до перестройки замка Стефаном Баторием в 16в. Сейчас от храма остались заметные фрагменты стен, которые вместе с остатками Нижней церкви выставляются в павильене на территории Старого замка. К сожалению мне лично попасть туда не получилось, если у кого-то из френдов есть фото буду очень благодарен. :-)

Следующий храм, Замковая церковь в Новогрудке была построена скорее всего позже гродненской, так как отличается заметно более качественным исполнением. В литературе 19в. эта церковь известна под названием Святой Богородицы. Храм имел некоторые особенности планировки, роднившие его со смоленскими и полоцкими храмами, так у храма имелся притвор открытый внутрь. Стены в основном были выложены из крупноразмерного кирпича в вендском стиле кладки, характерном для романского зодчества. Для притвора использовалась готическая кладка. Обычно храм датируют началом 14 века. Храм много раз перестраивался, и первая перестройка случилась уже в 14 веке. Был переделан интерьер храма. Появились четыре столба, которые по мнению многих несли купол, снаружи храм был покрыт полукруглой черепицей. Интерьер перекрыли готическими нервюрными сводами.

Вот как выглядела планировка первоначального храма:




Храм играл важную государственную роль, так он столетиями использовался для заседаний Литовского трибунала - верховного суда ВКЛ. Храм многократно перестраивался, дважды его существенно удлиняли, в 15-16вв. и в 18в. Был разрушен уже во времена Российской Империи.

Если про эти два храма не известно, кто и когда их возводил, но сами их остатки неплохо изучены, с другими - обратная картина, известны их основатели и время, но сами храмы плохо изучены, и порой даже не известно их точное местоположение.

Это во-первых церковь Святого Духа в Витебске, основанная супругой Альгерда Ульяной. Также по указу Альгерда была отремонтирована более ранняя Благовещенска церковь., у которой в 14 веке появились новые своды. Условный вид этой церкви можно узнать на чертеже Витебска 17 века. Церковь имела план в виде креста. Это, возможно, роднит ее с некоторыми украинскими памятниками, в частности с церковью в Сутковцах, в которых также наблюдаются многие готические черты, но и сохраняются более ранние:

http://www.myslenedrevo.com.ua/studies/pavlucki/04zam-sut.html
http://varandej.livejournal.com/321947.html

Были даже проведены раскопки, но подробных сведений о них в литературе я не нашел.

В Полоцке в этот период также строились монастыри и храмы, но о них, кроме самого факта их существования ничего не известно.

Следующий храм действует до сих пор - это Пятницкая церковь в Вильне, построенная в 1345-1346 годах по указу другой супруги Альгерда Марии Витебской. Храм также имел переходный вид, так немецкие купцы, описывавшие этот храм в 16 веке видели сходство с новгородскими храмами, хотя ее перестраивали после пожара в 16 веке, возможно он до последнего сохранял первоначальный вид.

Вот как выглядел храм на рисунке начала 19 в.:




В первой половине 19 века храм оказался в запустении, и к 1864 году от него осталась одна стена. Построенный тогда, фактически новый храм существует по сей день.




К сожалению храм серьезно не исследовался и толком неизвестно, что в этом храме осталось от первоначального, и осталось ли вообще что-то.

Храм, кстати уникален по многим параметрам. В частности своей архитектурой. Восстановлен был храм в 1874. При этом авторы выбрали в качестве стиля смесь византийского и романского, что для этих лет - чудо. По своей стилистике храм можно назвать соответствующим первоначальной постройке. Это едва ли единственный случай, когда во второй половине 19 века в православном зодчестве у нас исторические и эстетические критерии возобладали над политическими.
Интерьер храма сделали, впрочем, подчеркнуто византийским:




Кстати, на стене этого храма сделана табличка, гласящая, что именно сдесь Петр Первый окрестил всем известного арапа Ганнибала.
Что, впрочем, меня удивляет. В это время храм должен был принадлежать униатам а не православным.

Вообще строительство православных храмов при Альгерде велось очень активно. Еще одна виленская церковь, Николаевская, построенная на средства Ульяны Тверской. О ней практически ничего не известно, кроме факта ее существования, не проводилось раскопок, и из документов можно, наверное привести только этот рисунок 19 века:




Здесь виден храм перестроенный в жилой дом. Четко видна алтарная часть храма с вполне готическими пропорциями сложенная из крупноразмерного кирпича.

Еще две церкви заслуживающие упоминания, но плохо исследованные: Благовещенская и Пречистенские церкви в Троках, построенные по указу Витовта в конце 14 века. Пречистенскую церковь исследовали литовцы в 1981, но информации о храме удалось получить минимум.

Продолжение следует...

Беларусь

Previous post Next post
Up