Белорусская церковная готика ч.2

Jun 14, 2012 13:29

Оригинал взят у antonsmв Белорусская церковная готика ч.2
Белорусская церковная готика

Продолжение.
Сегодня я расскажу про самую самобытную группу православных готических храмов - церкви-крепости.






Не существует единого мнения о происхождении данной группы храмов. Так по мнению одних историков сведениям родоначальником является полоцкая София, перестроенная после пожара середины 15в. На известных изображениях она обычно выглядит как оборонный храм с пятью башнями - пять по углам, и одна по центру. Но, к сожалению, железных подтверждений этой версии нет - после перестройки 18в. Практически все элементы 16 в были утрачены, и даже археологи не могут дать никаких подсказок.
Другая версия утверждает, что родоначальником явился виленский Бернардинский костел, что на мой взгляд маловероятно, т.к. его в его нынешнем виде закончили строить позже некоторых из оборонных церквей.

Наиболее известным, наиболее хорошо сохранившимся и скорее всего самым старым из сохранившихся храмов данного типа является церковь в Сынковичах.




Не существует абсолютно точной датировки храма. Так существовали абсолютно фантастические версии о постройке его во времена Ярослава Мудрого.
Возможно фантастической, но более реалистической является версия относящая храм к концу 14- началу 15 в. По легенде князь Витовт спасаясь из Кревского замка, где убили его отца, нашел приют в небольшом монастыре находившемся на этом месте. Позже в качестве благодарности здесь была построена каменная церковь.
Но большинство историков сдвигает сроки постройки храма еще на столетие, к концу 15- началу 16в.

В плане церковь представят собой неправильный прямоугольник. Данный храм из всех известных церквей данного типа наиболее архаичен. Это касается и неправильной планировки, и максимально простой системы крестовых сводов.

Главный фасад церкви украшен рядами ниш, которые первоначально были оштукатурены - типичный прием декора в кирпичной готике.




Как и подобает оборонному сооружению стрельчатые окна отличаются небольшими размерами.




На снимке видно, увы, не слишком хорошее состояние кирпичной кладки, и раствор которым ее замазывали для консервации.

Очень своеобразно выглядит алтарная часть. Храм сделан трехапсидным, но сверху апсиды сведены в одну, и находятся под одним покрытием.




На боковых фасадах находятся небольшие контрфорсы, значение которых скорее всего декоративное. Толстенных стен храма с маленькими проемами должно вполне хватать для того, чтобы нести своды.




Недавно разрадился скандал, связанный с ведущейся реставрацией храма - контрфорсы разобрали. Я лично отношусь к этому спокойно, т.к. во-первых они вряд ли играли существенную роль, во-вторых на снимке видно (а в близи еще лучше), что они сделаны из более позднего кирпича, т.е. уже переделывались.

Интерьер перекрыт готическими нервюрными сводами в их простейшем крестовом варианте.




Есть только одно исключение: в одной из апсид использован сотовый свод, что собственно и дает основания для датировки концом 15 в., потому что в начале века таких сводов еще не существовало. Впрочем, можно предположить, что этот свод сделан позже основной части храма.
На снимке крестовый свод основного объема и сотовый в апсиде:



В башнях храма находятсявинтовые лестницы:




А вот так выглядит верхняя часть башни изнутри:




Если подняться по винтовой лестнице на чердак, можно увидеть картину характерную для зальных готических храмов:




Холмики из кирпича - своды. Слева виден ряд проемов бойниц оборонного пояса храма.

Следующий по сохранности храм оборонного типа, церковь в Мурованке (также иногда называют Мало-можейковской).

Если Сынковичский храм находится в стороне, то церковь в Мурованке - прямо в деревне. В результате ее практически невозможно снять целиком.

Первоначальный вид церкви можно увидеть на этом рисунке 19в:




В целом церковь похожа на Сынковичскую, но возведена несколько позже, в первой половине 16 в. В девятнадцатом веке ее несколько изменили. Был оштукатурен главный фасад, и увеличены башни около него. Сейчас он выглядит так:




Притвор тоже был сделан в 19в.
На боковых фасадах тоже добавилось штукатурки:




В отличие от Сынкович, здесь одна полукруглая апсида:




Эта церковь отличается куда более совершенным и сложным исполнением, чем предыдущая, здесь уже абсолютно правильная планировка, и куда более сложная система позднеготических сводов:







В башнях тоже имеются винтовые лестницы:




К сожалению, остальные храмы данной группы либо разрушены, либо сохранились только частично.

Начнем их описание с Троицкой церкви в Вильне. Храм был построен на средства Гетмана ВКЛ Константина Острожского в 1516. Храм несколько раз сильно повреждался и был сильно перестроен в 18 веке. Был разрушен главный фасад, и его башни, была увеличена длина храма. Новый фасад не получил особых декоративных элементов, и был еще один раз перестроен в 19 веке с добавлением псевдорусского декора.




Сохранились башни у алтарной части и сама алтарная часть. Башни в 18 веке получили надстройки в стиле виленского барокко




Сама алтарная часть, как и в Сынковичах, состоит из трех апсид, сверху сходящихся в одну




также над алтарной частью был сделан высокий барочный фронтон. Церковь находится в центре монастырского комплекса и отделена от улицы домами, причем ориентирована на улицу алтарем, в результате этот фронтон хорошо просматривался с улицы. В 19в его разрушили. В результате храм сейчас имеет крайне своеобразный, и по-моему не слишком привлекательный облик.

Первоначальные готические своды храма также не сохранились, сегодняшние датируются 18 в.




Монастырский комплекс, рядом с храмом весьма интересен с исторической точки зрения так, здесь находились после ареста члены студенческого общества Филаретов и Филоматов, к которому принадлежал Адам Мицкевич, в межвоенное время тут располагалась Виленская белорусская гимназия. И однажды случайно подойдя к комплексу с другой стороны я обнаружил что монастырский корпус тоже имеет башню:




Еще один оборонный храм: Пречистенская церковь.
Этот храм наверное имеет наибольшее количество фантастических домыслов связанных с ним. Первая церковь на этом месте была построена в 14 веке при Альгерде. И во многих источниках на полном серьезе утверждается о зодчих из Киева. Только насколько я знаю в это время Киев переживал мягко говоря не лучшие времена, и там ничего не строилось (я по крайней мере не нашел данных, может кто-нибудь из френдов меня поправит). Вопрос откуда взялись зодчие? Кроме того, где-то мне попадалась информация, что первый храм был деревянным. Основа же современного здания была построена все тем же Константином Острожским.

Главная особенность храма - его размеры. Он, наверное является одним из самых больших строений Вильны своей эпохи. По размерам он вполне сопоставим с Бернардинским или Кафедральным костелами. И это видно на гравюре Маковского 16 в. Там у данного храма высокий треугольный готический фасад. К сожалению достаточно качественного изображения у меня нет.

К сожаленю этот храм много раз повреждался и перестраивался. В 18 веке у него уже осталась только одна башня, и фасад уже был оштукатурен и приобрел криволинейную барочную форму.




Существует еще рисунок, показывающий церковь якобы в ее виде 17 века, но он не выдерживает ни какой критики.




В 16 и 18 веках церковь не имела центрального купола, и имела высокий главный фасад, тут же нет фасада и есть купол. Явная фантастика, обусловленная политически, ну очень хотелось придать храму «русские» черты, которых у него не было.

В начале 19 века храм пришел в запустение, был передан университету и очень сильно перестроен:




В нем располагался анатомический зал, потом казарма, назначение много раз менялось.
Во второй половине 19 века храм снова перестраивают, в результате получается что-то окологрузинское:










В результате были утрачены высокие фасады, но хотябы восстановили три разрушенные до 18 в. башни по углам.

Сравнительно недавно в алтарной части были проведены исследования и раскрыта старая кладка, с первоначальными готическими проемами и нишами. Также раскрыта кладка уцелевшей башни.










В интерьере восстановлены первоначальные колонны сложной формы, но своды утрачены:




И последним хармом в моем сегодняшнем рассказе будет Супрасльская церковь.

Построена на средства Новогродского воеводы Александра Ходкевича в 1505-1511 годах. Этот храм является наверное самым своеобразным храмом из всех оборонных церквей. Из всех дошедших до нас храмов этот единственный пятибашенный. У храма очень своеборазный декор, это единственный оборонный храм с сильно вытянутым планом, и сложной системой готических сводов.

Храм практически не знал перестроек и дошел до второй мировой в своем первоначальном виде, за исключением барочных куполов на башнях, причем сохранились внутренние росписи храма. Но в конце второй мировой он был разрушен, причем разные источники кивают на разных виновников, по некоторым данным - взорвали немцы, по другим советы.
Вот как выглядит церковь на старом фото:




Совсем недавно поляки закончили полное восстановление церкви, и вот как она выглядит сейчас:




Похоже, сделано на отлично, но это все же новодел :-(

Все, что осталось от первоначальной церкви - достаточно большие фрагменты штукатурки в белостокском музее с фресковыми росписями:







К сожалению остальные православные храмы-крепости до нас не дошли. Так был разрушен собор в Бресте, на планах Полоцка есть кроме Софии еще один пятибашенный храм, судьба которого не известна. Возможно были и другие.

Продолжение следует.

Беларусь

Previous post Next post
Up