Штефан Колер - распиздяй со стажем, ему уже шестьдесят, но он живет примерно так, как я в свои 32, петербуржский период - а именно: снимает ателье на бывшей фабрике, там же и ночует, хотя это и мимо договора. В общем, держится молодцом. В его мастерской висит несколько больших картин - работы его подруги, австрийской художницы по имени Трауде Хаас Эренфельд, потомственной, кстати, австрийской баронессы (о, Штефан, вечный жиголо!). Ehrenfeld в переводе с немецкого - поле славы. Эту прибавку к семейной фамилии Хаас один из предков Трауде получил за храбрость, проявленную на поле брани; титул у него уже имелся. Правда, титулы в Австрии на сегодняшний день отменили - не будем сейчас рассуждать об истинных причинах (но возьмем на заметку).
Среди работ Трауде - ярких и размашистых, очень женских, импрессионистических акварелей - портрет девушки в невероятной диадеме-раковине из нечто, напоминающего гигантские лепестки. Не буду о художественной ценности картины - суть не в этом. Дело в том, что это - один из написанных ею портретов Маши Навроцкой (остальные в Зальцбурге), которую ее бойфренд, Штефан, старый распиздяй, снял в кино 5 лет назад. Трауде с Машей ни разу в жизни не встречалась - знает понаслышке, но история ее жизни и смерти, ее образ, вдохновили художницу на серию портретов.
В этой связи я вспоминаю события двухлетней (чуть больше) давности - последовавшие сразу за Машиной смертью. Когда ее дух еще витал тут, среди живых, вдохновляя людей, даже мало знакомых с ней при жизни, на создание произведений. Инна Хасилева неожиданно заболела, и с огромной температурой, в полубреду написала гигантский портрет Маши в стиле близком к Фриде Кало. Вадик Геращенко, ни разу, как и Инна, не общавшийся с Машей, но под впечатлением от моих рассказов, сочинил трогательное произведение для акустической гитары. Феликс Морозов написал песню. Влад Чубаров написал... Я - стихи...
Было много других моментов, сейчас трудно все вспомнить. Главное то, что даже оттуда, с той стороны, Маша продолжала влиять на этот мир, проявляясь в произведениях, "созданных" другими. И делает это до сих пор, как видите: ее образ будет еще долгое время воплощаться в картинах, песнях, стихах (я лично написал не менее шести), текстах. Недавно мне сообщили о том, что двое одесситов хотят смонтировать некое документальное кино, поэтичную видео-арт работу, на основе сохранившихся кадров с Марией. И просят всех, у кого есть любые видео с ней, дать о себе знать. Например, написав мне. В добрый час!