Немногие помнят о том, что помимо поэзии Демид Покальчук занимался визуальным искусством. Во многом этому способствовал тот факт, что мы вдвоем были ответственны за оформление журнала "Пли!" (или Fire!, как его знают на западе). Недавно товарищ Z. выслала мне сканы восьмого номера "Пли!", тема: "Дегенеративное искусство (entartete kunst); кто в курсе истории третьего рейха и искусства двадцатого века в целом, тот поймет. Презентацию, кстати, мы делали в психушке на Слободке, а Демид так и не смог на нее попасть - он застрял на каком-то судне без горючего, три дня провел в море, пока за ним с командой не выслали какой-то баркас с топливом, так вот абсурд! А тогда я реально волновался - где Демид?! Что с ним случилось?! На дворе был 1999-ый год - ни о каких мобильных телефонах и интернетах речь еще в Одессе не шла...
Вот работы Демида, созданные для восьмого номера журнала. Вообще-то они были в оригинале цветными, но поскольку в нашем распоряжении был только старенький ризограф (предоставленный редакцией газеты "На дне" в обмен на регулярные статьи для издания), то приходилось избавляться по мере сил не только от цвета, но и от полутонов: ризограф ведь это допотопный ксерокс, на поколение старше, полутона он не воспринимает, выдает грязь, поэтому работы выжимались по контрасту до предела. Но смотрелись все равно отлично. Я воспринимаю коллажи Демида как продление его поэзии, его тем, в область сжатого и молниеносного как кик визуального высказывания. Маяковский, кстати, тоже делал отличный визуал, и Демид был очень даже в курсе - помню как-то раз, работая на джутовой фабрике, Демид вытащил чуть ли не прямо из пресса книжку Маяка с визуальными работыми, издания года 1949 если не ошибаюсь, такая толстенная красная книга в твердом переплете. Ну, а у нас в отличие от СССР денег не было вообще, поэтому "Пли!" номер 8 представлял из себя 50 листов формата А4 (тут, в Германии, говорят "динА4"), скрепленных степлером. Отличный был, кстати, номер!