Труд и паразитизм.
Предлагаю вашему вниманию отрывок из книги
"Политическое измерение мировых финансовых кризисов" - главу "Вечный конфликт труда и присвоения".
Человек с сотворения мира для того, чтобы жить, должен потреблять блага. Источник появления блага как такового - это труд (если пренебречь «дарами природы»). Если не будет труда - не будет благ. Источник права человека на получение блага - это тоже труд, но не только. Это может быть присвоение блага. Что входит в понятие присвоения? Входят разбой, военный отъем и рента. Рента - это торговая спекуляция, когда торговая надбавка существенно выше стоимости трудозатрат торговца. Это процентный доход от ссудного финансового капитала. Это добавочная стоимость, создаваемая с помощью производственного капитала. Это стоимость проданных природных ресурсов приватизировавшим их субъектом. И это продажа очень специфичного товара, а именно - денег. Это рента с права эмиссии денег и производных финансовых инструментов, ценных бумаг, забалансовых деривативов. Фактически это торговля бумагой.
Если себестоимость 100-долларовой купюры составляет 4 цента, то физических благ на нее эмитент может получить в соответствии с тем номиналом, который нарисован на купюре. Значит, в пределе рентабельность «предприятия» составляет 250 000%!
И это не учитывая, что дополнительный выигрыш возможен еще и на обменном курсе национальных валют на доллар, и на банковской марже, поскольку долларом, конечно, не в магазине торгуют, а обменивают в банковской процедуре рефинансирования и кредитования.
Таким образом, есть праведное пользование благами. А есть присвоение благ, которое к праведному отнести трудно. Их противостояние вечно. Этот конфликт можно схематически представить в виде стрелы времени (рис. 2.7), по одну сторону которой расположен труд, а по другую - различные формы присвоения, порождающие паразитирование.
Хронологический ряд, поясняющий данную схему в части мирового паразитизма, имеет длительную историю.
5 млн - 500 тыс. лет назад - эпоха собирательства, когда труд и присвоение еще не разделены.
40 тыс. лет назад - возникает обмен и первые возможности для несправедливости.
IV тыс. до н. э. - торговля и деньги в натуральной форме (зерно, скот) (Месопотамия, Египет и Китай), появление финансов - денежной и налоговой систем (Шумер и Аккад).
III тыс. до н. э. - ростовщики и менялы (Древний Вавилон). 2250 лет до н. э. - правители Каппадокии начали гарантировать качество и вес серебряных слитков, служивших деньгами.
II тыс. до н. э. - банки (Вавилонское царство), закладные обязательства и ипотека (Митанни).
640 г. до н. э. в Лидии были изобретены деньги в современном смысле этого слова - круглые монеты из электрона.
VI в. до н. э. - банковская династия Эгиби и сыновья (Вавилон).910 г. - массовый выпуск бумажных денег (Китай).
IX-X вв. - возобновление деятельности менял в Европе, «бумажные деньги» - расписки за сданное на хранение золото и серебро и банковские операции с частичным обеспечением (Англия), натуральная и денежная рента.
XIII-XIV вв. - международное кредитование правительств других стран (Венеция).
XVII в. - появление деривативов (сделки с премией или опционы).
1649 г. - банки Англии, Франции и Голландии стали выпускать чеки.
Середина XVII в. - капитал.
1690 г. - массовая эмиссия бумажных денег (штат Массачусетс).
1694 г. - первый в истории частный центральный банк - Банк Англии.
1716 г. - бумажная эмиссия во Франции.
1781 г. - частный Североамериканский банк.
1791 г. - Первый банк Соединенных Штатов.
Середина XIX в. - фьючерсные контракты на сельскохозяйственные товары (США).
1816 г. - Второй банк США.
1837 г. - изобретен телеграфный аппарат (банковские платежи).
1844 г. - право бесконтрольной эмиссии (Банк Англии).
1913 г. - Федеральный резервный банк.
1934 г. - отмена золотого обеспечения доллара.
1944 г. - доллар стал международной резервной валютой.
1951 г. - первая электронная банковская кредитка (США). 1966 г. - общенациональная банковская кредитка (США).
Начало 1970-х гг. - появление специализированных бирж финансовых деривативов (США).
1971 г. - отмена конвертации доллара на золото.
1975 г. - создана сеть банкоматов (США).
1993 г. - «цифровые деньги» (DigiCash).
Середина 1990-х гг. - фьючерсные контракты, основанные на индексах страховых случаев.
1994 г. - кредитные деривативы (дефолтные свопы - CDS).
Конец 1990-х гг. - созданы система PayPal для пересылки денег по электронной почте и системы «интернет-денег» (Clickshare, The Internet Dollar, Internet Cash, NetCheque и пр.).
Жак Аттали говорит о трех типах порядка, «о трех способах организации насилия» - о порядке Сакрального, о порядке Силы и о порядке Денег. Этим порядкам соответствуют три социальные формы, которым поочередно соответствуют священник, царь и торговец или финансист. «Но только строй Денег,- замечает он,- привносит идею того, что всякая вещь может быть измерена посредством единой меры, универсального эквивалента». Далее автор уточняет: «В отличие от двух предшествующих порядков, где могут сосуществовать различные множественные социальные формы, конкурирующие между собой, Торговый Строй постоянно стремится к организации единой универсальной формы мирового масштаба».
Итак, согласно Жаку Аттали, триумф экономики, денег связан с переходом от множественности различных типов общества к планетарной униформности, к мондиализму. Власть при этом измеряется количеством контролируемых денег - вначале посредством Силы, потом посредством Закона.
Торговый Строй, согласно Аттали, имел до сегодняшнего дня восемь форм. Каждая из этих форм определяется центром, или сердцем, «где концентрируется сущность финансовой, технической, культурной власти (и при этом не обязательно политической власти)», серединой, развитыми регионами, располагающимися близко к сердцу, и периферией, отдаленными и обделенными регионами. Аттали перечисляет восемь центров (или сердец) Торгового Строя в истории:
1. Брюж, около 1300 г.
2. Венеция, около 1450 г.
3. Антверпен, около 1500 г.
4. Генуя, около 1550 г.
5. Амстердам, около 1650 г.
6. Лондон, около 1750 г.
7. Бостон, около 1880 г.
8. Нью-Йорк, около 1930 г.
Центром 9-й формы Торгового Строя, возможно, станет Япония, хотя сам Аттали склоняется к проекту наложения двух доминирующих пространств - тихоокеанского (США и Япония) и европейского.
Сегодня глобализация во многих регионах мира рассматривается как «новая форма империализма». На тесную связь одной доминирующей мировой валюты и единого стандарта демократии указывали многие политики, ученые и общественные деятели. Х. Аренд в «Истоках тоталитаризма» обратила внимание на то, что «бесконечный процесс накопления капитала нуждается в политической структуре такой «неограниченной Власти», которая может защитить растущую собственность благодаря постоянному росту влияния». В связи с этим вспоминается анекдот, связанный с бомбежками натовской авиацией югославских городов: «Вы еще не знаете, что такое американская демократия? Тогда мы летим к вам!». Политика двойных стандартов давно стала визитной карточкой внешней политики США.
В частности, в ходе переговоров с Японией, Кореей и Европой США настаивали на отмене субсидий и отказе от протекционизма в критически важных отраслях. Требуя, чтобы эти страны открыли свои внутренние рынки для американского импорта и проповедуя идею «торговли вместо помощи», американская администрация одновременно в 2001 г. ввела пошлины на ввоз стали, мотивируя это тем, что «критически важная отрасль» страдает от наплыва импорта.
Одновременно, опираясь на заключенное в 1985 г. «Плаза-соглашение», США убедили Японию ревальвировать иену, что в конце концов привело в 2002 г. к «схлопыванию» японского финансового «пузыря».
Вопреки правилам свободной торговли, США добились исключительных льгот для своего сельского хозяйства и текстильной промышленности. Принятие закона о фермерских хозяйствах, увеличившее субсидии американским производителям ряда сельскохозяйственных продуктов, вытеснило с американского рынка 75% бразильского экспорта. Также до минимума были ограничены квоты для мексиканского сахара. В августе 2002 г. Дж. Буш подписал закон о расширении полномочий исполнительной власти в области стимулирования торговли, объявлявший открытую торговлю «моральным императивом». Но одновременно Буш увеличил дотации американским фермерам на производство хлопка. Тем самым был создан механизм роста благосостояния американских хлопководов за счет других стран. Имея крупные государственные дотации, фермеры получили возможность выбрасывать хлопок на мировой рынок по демпинговым ценам, постепенно захватывая рынок хлопка. При этом, однако, США существенно ограничили импорт пакистанского текстиля и сельскохозяйственной продукции из Новой Зеландии, Австралии и Филиппин.
Очередное решение Буша о введении запретительных пошлин на импорт широкого ассортимента изделий из стали в марте 2002 г. на практике являлось попыткой переложения финансового бремени на страны-экспортеры. В целом после 11 сентября 2001 г. американская доктрина «интеграции» представляет собой соглашения, направленные на создание обстановки, которая «соответствовала бы интересам и ценностям США». Сегодня внешнеполитические интересы США во многом определяются широкими (и все более растущими) финансовыми аппетитами.
Данные свидетельствуют, что в конце 1990-х гг. на население США, которое составляет 4,5% населения планеты, приходилось более 21% мирового ВВП.
Особенно большие изменения в экономическом развитии США произошли в конце XX - начале XXI в. Удельный вес США в мировом ВВП увеличился с 20% в начале 1990-х гг. до 30,4% в 2000 г. 20 За вторую половину ХХ в. Соединенные Штаты превратились в крупнейшую торговую державу мира. За 1960-2000 гг. объем международного товарооборота страны вырос в 57 (!) раз. В конце ХХ в. на долю США приходилась примерно ½ мировых заемных средств, а накопленные зарубежные прямые американские инвестиции достигли 25% мировых (их объем превышал инвестиции Великобритании и Японии, вместе взятые). Кроме того, США стали обладать самым крупным в мире научно-техническим потенциалом. Расходы США на НИОКР составляют более 40% общемировых, в стране сосредоточилось 75% банков данных, имеющихся в развитых странах, а доля США в мировом производстве наукоемкой продукции превысила 36%. Но при этом надо учитывать, что значимую часть национального богатства США составляют ценные бумаги, связь значительной части которых с реальным сектором экономики становится все более условной. Эта часть экономики носит преимущественно виртуальный характер: биржевые индексы «надуваются» в периоды благоприятных ожиданий и «сворачиваются» при появлении реальных или мнимых угроз.
Секрет американского (а отчасти и их союзников) успеха во многом состоит в том, что значительная часть мировой экономики, так или иначе, работает на США, получая взамен военную защиту. США не готовы ограничивать свой уровень потребления, который, как видно, обеспечивается в режиме присвоения.
Примеров тому - множество. В марте 2001 г. США - крупнейший источник выбросов, вызывающих парниковый эффект, - из-за боязни экономических издержек отказались присоединиться к Киотскому протоколу о мерах по контролю над глобальным потеплением. А в июле 2002 г. США отказались перечислять 34 млн долл. в Фонд народонаселения ООН из-за опасений, что якобы эти средства могут быть использованы для финансирования программ китайского правительства, предусматривающих проведение принудительных абортов. Хотя Китаю предназначалось всего 3 млн долл., а цель программы, наоборот, заключалась в борьбе с практикой принудительных абортов.
Гигантский рост торгового дефицита США означает экспорт инфляции за пределы страны. Америка - единственная страна в мире, у которой внешний долг выражен в собственной валюте. Американский бюджет после Второй мировой войны был бездефицитным всего три года. Показательно, что резкий прирост долгов этой страны начался в 1970-е гг. на фоне финансовых кризисов, сотрясавших мировую экономику. На 2009 г. внешний долг США достиг почти 14 трлн долл., дефицит бюджета - 1,8 трлн долл.
При этом американская администрация никогда не отказывалась от открытого давления на своих союзников и страны «третьего мира», если речь шла об обеспечении экономических и финансовых интересов США.
Например, в конце 1970-х гг. американская администрация оказала давление на Японию с целью сокращения импорта автомобилей и цветных телевизоров в США. Кроме того, американские представители сделали все возможное, чтобы ввести в систему правил международной торговли жесткие условия о защите патентов и авторского права. А это существенный финансовый источник. Американские производители самолетов и полупроводников сумели сломить сопротивление развивающихся стран, требовавших прямых инвестиций в качестве допуска на их рынки американской продукции. В конце 1980-х гг. Министерство финансов США добилось заключения Базельского соглашения, обязавшего банки увеличить в своих балансах долю собственного капитала. Это улучшило позиции банков США, так как они всегда удовлетворяли более высоким требованиям, чем европейские и японские. Это, в свою очередь, вызвало существенное увеличение спроса на американские казначейские бумаги.
При создании МВФ и Всемирного банка США настояли на своей решающей роли в этих организациях.
Несмотря на предложение Дж.М. Кейнса ввести новую международную денежную единицу «банкор», обеспеченную золотом, США добились того, чтобы международной валютой стал доллар, к которому жестко привязываются курсы остальных валют: изменения валютных курсов разрешались только с согласия МВФ (то есть США).
В результате США стали получать преференции как от международных финансовых организаций (прежде всего МВФ), так и от правительств других стран. К примеру, Саудовская Аравия продает США нефть дешевле, чем другим странам. В свою очередь, установление цен на нефть в долларах способствует сохранению за ним роли мировой платежной единицы. Кроме того, саудовцы всегда шли навстречу американцам, когда были необходимы дополнительные объемы нефти для поддержания стабильного рынка или, наоборот, для его дестабилизации.
Огромный и постоянно растущий бюджетный дефицит США покрывался за счет иностранных инвестиций. Приток иностранных инвестиций в США стал превышать их вывоз уже в 1980-е гг., а наиболее значительных размеров он достиг в 2000-е гг. (табл. 2.5).
К концу 2004 г. иностранным инвесторам были проданы ценные бумаги в объемах почти 13% акций американских компаний, 24% корпоративных облигаций и 43% ценных бумаг казначейства США. По сути, это представляет собой вторичную эмиссию, но уже не денег как таковых, а просто бумаг, взамен которых США получают финансовые средства. Основные средства в «финансовый пузырь» виртуальной экономики США вливались правительствами Японии, Китая и других восточноазиатских стран, которые осуществляли покупки американских государственных бумаг для создания долларовых валютных резервов. Крупнейшим держателем казначейских ценных бумаг была Япония (740 млрд долл.), за ней шли Китай (174 млрд долл.) и Тайвань (57 млрд долл.). Если прибавить к этому Гонконг, Сингапур, Южную Корею и Таиланд, то общая сумма казначейских ценных бумаг Соединенных Штатов, находящихся в руках восточноазиатских держателей, в 2004 г. составила 1,1 трлн долл. Сохранялась эта тенденция и накануне кризиса 2008 г..
При этом правительство США руководствовалось не только экономическими, но и политическими соображениями относительно важности американской военной мощи для обеспечения политической стабильности в мире. Растущая финансовая зависимость от иностранных государств (особенно Китая) стала представлять опасность для монополии доллара, что и предопределило финансовый кризис 2008-2009 гг. Свою роль в провоцировании кризиса сыграл фактически сложившийся на встрече ВТО в Канкуне в 2003 г. «Южный альянс», в котором весьма заметна роль КНР.
Глобальное присвоение в виде неэквивалентности обменов в мировой экономике достигается США с помощью целой системы экономических, финансовых и политических инструментов, в ряду которых:
− создание, искусственное поддержание и увеличение спроса на доллар в мире, что дает возможность осуществлять «экспорт» долларов из США в обмен на товары других стран. Президент Казахстана Н. Назарбаев охарактеризовал сложившийся порядок эмиссии и обращения мировых валют как не отвечающий «никаким критериям законности, демократичности, конкурентности, эффективности, контроля со стороны пользователей валют»;
− политически и экономически обусловленные кредиты развивающимся странам, обрекающие их на разрушение национальной экономики;
− махинации на фондовых и валютных рынках (наглядный пример - обрушение фондовых и валютных рынков Юго-Восточной Азии в 1997-1998 гг.);
− информационные манипуляции;
− манипуляции ценами мирового рынка (в этом ряду - обрушение мирового рынка нефти в 1986 и 2008 гг.).
Падение доллара является весьма эффективным средством принуждения других государств финансировать американскую военную экономику и американский экономический рост.
Однако во время падения доллара в конце 1970-х гг. американскому доллару как международной валюте альтернатив не оказалось. Запад не был заинтересован в возврате к золотому стандарту в силу того, что это давало большие преимущества СССР.
В 1980-1990-х гг. американской администрации удалось склонить многие страны к либерализации своих финансовых рынков, что, как правило, оборачивалось для них финансовыми и валютными кризисами. Последние, в свою очередь, привели к падению инвестиций в этих странах и стремлению накопить валютные резервы. Выход был найден (точнее, США подтолкнули правительства этих стран к такому решению) в инвестировании средств национальных резервных фондов в гособлигации США, как страныс самой крупной экономикой и самыми ликвидными рынками капитала.
Проповедуемое США «евангелие экономической глобализации» не выдержало проверки финансовым кризисом 1997-1998 гг. В течение 1990-х гг. «экономическое чудо», возникшее в 1960-е гг. в Японии, распространилось на Корею, Тайвань, Гонконг, Сингапур, Малайзию и Таиланд. Кризису предшествовал приток инвестиций из США, Японии и Европы: в 1993-1996 гг. в экономику Юго-Восточной Азии было вложено более 700 млрд долл. На этом фоне лидеры стран Азиатско-Тихоокеанского региона на встрече в Индонезии в 1994 г. поддержали глобализацию, объявив о создании Организации Азиатско-Тихоокеанского сотрудничества и взяв обязательство к 2020 г. обеспечить полную свободу торговли. Краху Бангкокского торгового банка в августе 1996 г. не придали особого значения, как и объявленному риелторской компанией «Сомпрасонг» в феврале 1997 г. дефолту по еврооблигациям. Но механизм кризиса уже начал раскручиваться.
В самый неподходящий момент иностранные банки, как по команде, потребовали возвращения краткосрочных займов, а хедж-фонды начали играть на понижение тайского бата.
Таиландские компании были вынуждены менять баты на доллары, что еще больше раскачивало валютный рынок страны. Для удержания валютного курса Центральный банк Таиланда выбросил на рынок все валютные резервы - 26 млрд долл., которые были быстро поглощены. Не спас финансовую систему страны и отказ от фиксированного курса бата. Свидетельством «рукотворного» характера кризиса является отказ от участия в этом США, несмотря на попытки международного сообщества во главе с Японией оказать Таиланду финансовую помощь. При этом Филиппинам в качестве профилактической меры МВФ выделил кредит в 1,1 млрд долл., а решение дать небольшие деньги Таиланду и Индонезии было принято только на сентябрьской встрече руководства МВФ и Всемирного банка в Гонконге.
Падение малазийской и индонезийской валют началось сразу за обвалом бата. Обращает на себя внимание, что меры премьер-министра Малайзии Махатхира по спасению ринггита путем запрета продажи малазийских ценных бумаг без покрытия и введения ограниченного контроля движения денег в стране, встретили жесткую критику со стороны международной финансовой элиты и американского правительства. А после заявления Махатхира на встрече в Гонконге об «аморальности валютных торгов» Малайзия была отрезана от внешних финансовых источников. И это показывает глобализм активной системы поддержки американского паразитизма.
Следующей жертвой спекулятивных финансовых атак международных (прежде всего американских) хедж-фондов стал гонконгский доллар, жестко привязанный к американской валюте. Хедж-фонды повели игру на понижение гонконгского фондового индекса «Хансен», одновременно продавая гонконгские доллары. Эти действия заставили правительство Гонконга, ради сохранения привязки валютного курса к американскому доллару, увеличить процентные ставки, что, в свою очередь, вызвало падение котировок акций и сделало прибыльными короткие позиции фондового индекса. Этого и добивались хедж-фонды, получившие огромные прибыли. После этого американское правительство закрыло глаза на действия правительства Гонконга, в ноябре 1997 г. положившего конец спекулятивным атакам путем скупки крупных пакетов обращающихся акций по курсу фондового индекса «Хансен».
В Корее общая кризисная схема была стандартной, но финансовый кризис совпал с предвыборной президентской кампанией в стране. В ноябре 1997 г. падение корейской воны привело к тому, что группа крупнейших компаний страны объявила об отсрочке и приостановке внутренних и внешних инвестиционных проектов, а в конце декабря валютные резервы страны были полностью исчерпаны. Хотя действия корейского правительства по выходу из кризиса были аналогичны малазийским, американское правительство настоятельно рекомендовало банкам не выводить деньги из Кореи и продлить сроки кредитов. После этого Корея была вынуждена реструктурировать свою экономику по рецептам МВФ, находящимся под сильным влиянием американского финансового ведомства. Показательно, что Минфин США пресек все попытки Японии самостоятельно оказать помощь странам Юго-Восточной Азии во время азиатского финансового кризиса, включая идею создания Азиатского валютного фонда. Белый дом не мог позволить себе потерять единоличный контроль над регионом.
Можно сделать вывод, что финансовые кризисы всегда вызывали переход собственности и власти к тем, кто сохранял свои активы и имел возможность предоставлять кредиты.
Проводимая под руководством МВФ (читай: США) либерализация ускорила переход активов от отечественных владельцев к иностранным. Подобные процессы наблюдались в 1980-х гг. в Латинской Америке, в Мексике после 1994 г. и в Юго-Восточной Азии в 1997-1998 гг. Для предотвращения перерастания контролируемых региональных кризисов в глобальный приходится организовывать «помощь» в виде кредитов, которые, в свою очередь, еще больше способствуют закреплению финансовой гегемонии США и их союзников. Ведь система международного кредита представляет собой один из скрытых механизмов финансового паразитизма.
Как уже указывалось, заимствования из-за рубежа в начале 2000-х гг. имели свой политический предел, поэтому основным источником бушевских войн стала система сеньоражных привилегий: другие страны обеспечивали американцев товарами, услугами и активами взамен на клочки бумаги с завышенной ценой.
Таким образом, значительная коллекция наблюдений говорит о том, что финансовые кризисы организуются «рукотворным» образом и в этом смысле являются управляемыми. В свою очередь, современное манипулирование с правом эмиссии мировой резервной валюты представляет собой классический пример паразитирования и присвоения благ. Вечный конфликт труда и присвоения, праведного и неправедного начал в потреблении благ приобрел на сегодня своеобразную форму, которая вполне реконструируется на научном языке - на языке теории и моделирования.