Leonardo - «Леонардо»

Apr 20, 2011 18:01

Вы знаете, что по официальным планам осталось лишь два полёта шаттлов на орбиту. Это не только завершение великой эпохи, но и изменение «жизни» Международной космической станции. На сегментах партнёров изначально была различная стратегия технического обслуживания.
На российском сегменте все ремонты производились на борту МКС, а в случае невозможности сделать это, отказавшее оборудование удалялось на грузовых кораблях «Прогресс». И только при значительной стоимости систем (или их отдельных блоков) они возвращались на Землю на борту американских шаттлов (по взаимозачёту) - так например, возвращались блоки жидкостные (БЖ) системы кислородообеспечения «Электрон», их исследовали, а потом из старых сделали новый.
На американском сегменте (за исключением 2003-2005 гг.) оборудование предусматривало доработку и ремонт на Земле. На борту тоже ремонтировали, но при необходимости возвращали с попутным шаттлом. В этом было большое преимущество, имелась возможность анализировать случившееся в наземных лабораторных условиях. Мы же могли позволить себе вернуть незначительные образцы материалов, а не всю установку, например.

Возвращать крупногабаритное оборудование коллегам из NASA позволяли специальные модули MPLM (Multi-Purpose Logistics Module) - изготовленные в Италии (я был в 2009 г. в командировке на заводе в Турине, где их делали).
Такой модуль доставлялся в грузовом отсеке шаттла на орбиту и пристыковывался манипулятором к станции. После разгрузки доставляемого оборудования, в него укладывали возвращаемые и удаляемые грузы и затем помещали обратно на борт шаттла.
Очень удобно.
Всего было создано три модуля: Leonardo, Raffaello and Donatello. Названные в честь великих итальянских художников (скульпторов).
Но эмблемой программы стали черепашки-нидзя (для привлечения американской молодёжи к космонавтике), носившие имена знаменитых итальянцев.



В космос летало только два грузовых модуля: Leonardo и Raffaello (я кстати, был удивлён, узнал об этом совсем недавно).
Donatello изначально создавался как более совершенный и тяжёлый модуль (оснащённый дополнительной защитой от космического мусора и микрометеоритов), Европейское космическое агентство надеялось продать его NASA как складской модуль Permanent Multipurpose Module (PMM). Но ради экономии американцы предпочли дооснащение и доставку на орбиту заслуженного Leonardo.
Установлен он был на надирный порт узлового модуля Unity во время миссии STS-133 (закрыв при этом часть обзора из модуля Cupola).
Теперь в нём будут храниться различные грузы.



Фото NASA

К сожалению, теперь возвращать крупные объекты со станции будет невозможно. Если доставить можно, например, с помощью японского грузовика HTV, а обратно нет. Вернуть можно будет пока только в СА ТПК «Союз ТМА» (а это всего около 50 кг мелких грузов).
Что будет дальше? Посмотрим. Может быть американские частники или европейцы сделают большой беспилотный спускаемый аппарат.

Подробности о STS-133 и Leonardo в майском номере «Новостей космонавтики» от buchwurm.

МКС, Италия, космонавтика, пилотируемая космонавтика

Previous post Next post
Up