Из «Описания Троицкого Калязина мужского первоклассного монастыря, Тверской епархии», составленном Алексеем Лебедевым в 1867 году.
Продолжение. Начало
25 ОКТЯБРЯ 2014 г Здание монастыря в настоящее время.
Сравнивая настоящее устройство монастырских зданий с прежним, древнейшим, мы находим между ними большое различие, как отпечаток разных времен. Вначале здесь была пустыня с одинокой кельею, в которой поселился прп. Макарий; но многие, привлекаемые славою пустынножителя, стекались к нему и испрашивали благословения на совокупную молитву и подвиги. Келья эта уже сделалась тесною для умножавшегося братства: от нее, как многоплодного корня, должны были произрасти новые, и не замедлила явиться полная обитель. Сперва деревянная церковь крестом своим осенила этот вертоград пустынножителей, а после явилась каменная соборная, за нею и другая с трапезой и каменными кельями; далее возникла деревянная колокольня между этими зданиями; и наконец, все строение монастыря обнеслось деревянными твердынями ограды; монастырь пришел в благоустроенный вид. Но в 1610 году поляки и русские изменники выжгли обитель, и едва уцелели в ней храмы с каменными службами. Но скоро она обновилась, украсилась каменными прочными зданиями и пришла в цветущий вид. Прежде всего, построены в ней две новые церкви, потом соборный храм, огромные корпуса настоятельских и братских келий, и наконец, засверкал позолоченный крест высокой колокольни; все эти здания укреплены твердыми стенами и башнями.
Вот общий очерк нынешнего состояния обители.
План монастырских зданий имеет вид шестиугольника, сторонами которого служат отделы каменной стены со святыми воротами и восемью башнями; но вступившему в обитель через врата, осененными иконами - Живоначальной Троицы (снаружи) и тверских угодников, князя Михаила и святителя Арсения (изнутри), тотчас представляется внутренняя ограда с другими святыми вратами. Икона Спасова на страже этого входа, надвратная церковь прп. Макария осеняет входящих. За входом этим с левой стороны открывается Сретенская церковь, а на противоположной - братский корпус келий, называемых царскими. Далее во внутренности самого двора ярко светит соборный храм пятиглавым венцом своим как главный кивот храмовой святыни обители; с двух сторон его между кустарником высятся памятники с надгробными крестами. Прямо против западных дверей этого святилища стоят кельи наместника и другие; по другую сторону его - невысокая колокольня показывает Алексеевскую церковь с больницей; а за самым алтарем через дорогу, сквозь тенистый сад столетних лип и плодовых деревьев, огражденный с трех сторон невысокою каменной оградой, на возвышенном земляном обрыве виден двухэтажный корпус - кельи настоятеля. С правой стороны от него, за самой садовой оградой, струится колодезь с чистою и прохладной водой. За ним в линию восточной стороны главной ограды возвышается величественная колокольня. Далее все пространство между садом, колокольней и царскими кельями заключает луговую площадку, украшенную тенистыми деревьями и окаймленную с двух сторон березовой аллеей. Наконец, в разных местах за особенными оградами находятся погреба, конюшни, экипажные сараи, баня, братский сад, овощной огород и пруд с рыбами.
Теперь посмотрим на каждое здание отдельно.
(Продолжение следует…)
---
СОХРАНИМ КОЛОКОЛЬНЮ В КАЛЯЗИНЕ! Подписать петицию:
http://goo.gl/fQaNov