О Уайльде, Фрае и Бёрдсли

Feb 26, 2009 20:29

Хочу громко и при всех восхититься одним из любимых писателей, одним из любимых графиков и одним из любимых актеров, а все потому, что наконец посмотрела "Уайльда" со Стивеном Фраем.



(.....здесь должны быть эмоциональные восклицания, выражающие щенячью радость.....)


Во-первых, в нашем университете творчеству Оскара Уайльда, к сожалению, не уделяют должного внимания. То есть, он вообще упоминается только всколзь, и за все два с лишним года не было ни одного семинара конкретно по его произведениям. Это в то время как по Шекспиру есть минимум один семинар в семестр, а кафедру культуры англоговорящих стран возглавляет специалист(ка) по гендерным исследованиям. Поэтому за два года я уже начала забывать, что когда-то просто глотала произведения этого замечательного писателя! Я даже читала его комедии, хотя вообще всегда прохладно относилась к драме (как и к литературе вообще). История "Саломеи" - вообще потрясающая: она была написана на французском специально для Сары Бернар, и затем переведена на английский тем самым Альфредом "Бози" Дугласом! Очень часто драму публикуют с оригинальными иллюстрациями - ту-ру-ту-ту - Обри Бёрдсли. Бёрдсли - восхитительный иллюстратор, чья жизнь была трагичесски прервана болезнью на 26м году. Его имя едва ли известно широкой публике, хотя его работы наверняка знакомы многим. Вот одна из самых известных иллюстраций к "Саломее"




Что меня восхощает в Бердсли - так это с одной стороны - умение упрощать и стилизовать, но с другой стороны - точности линий и проработанность деталей. Если для Смерти Артура Бердсли создал рисунки в духе художников-прерафаэлитов начала 19 века




То иллюстрации для непристойной комедии Лисистрата Аристофана стали пощечиной общественному вкусу.




В конце жизни, приняв католицизм и признав греховность своих творений, Бёрдсли умолял издателя уничтожить все его непристойные работы. Но - как и в не упомянутом мной, но как будто известном вам случае с Кафкой - издатель не только не уничтожил работы, но и неплохо заработал на них, обеспечив заодно и посмертную славу автору.
Бердсли вращался в том же кругу, что и Уайльд, но из-за болезни и преданности искусству не интересовался сексом.

Ну и пару слов о Фрае под завязку. К счастью, он не старадает Страшной Неизлечимой Болезнью, и к счастью, гомосексуализм, равно как и еврейское происхождение, не наказуемо в современном западном обществе. Поэтому я могу спокойно радоваться за то, что этот пузатый матерщинник считается национальным достоянием Британии. Я не могу смотреть на него без улыбки.




Наверное, дело в особенности человеческого восприятия красоты - идеальные черты подсознательно отпугивают нас, но стоит нам найти какой-то недостаток, особенность во внешности - и человек кажется нам милым и приятным (такой теорией поделился с нами преподаватель философии на первом курсе). А может, дело в моей слабости к высоким мужчинам и длинным ногам - не знаю. Фрай и Рикман прекрасно дополняют друг друга в моем воображаемом мире с друзьями из розетки.
Да, и пара слов о фильме! Мне понравилось то, что история жизни и характер Уайльда были драматичнее и серьёзнее, чем я себе всегда представляла. Ну и гомосексульные сцены, на мой взгляд, убедительнее, чем поцелуй с женой. Хотя...Рикман тоже целуется на экране так, будто у партнерши изо рта пахнет чесноком и рыбой:)

films, fry, classics, art

Previous post Next post
Up