Оригинал взят у gorbutovich в Как христосовались покупатели Фаберже. Россия времен Александра III и Николая II. Часть 1 После христосования с огромным количеством народа «государь должен был идти мыть лицо и бороду - вода становилась черной, а рука государыни темнела и опухала. В приказах по частям, представители которых являлись на Пасху, писалось, чтобы нижние чины не фабрили усов и бороды». [Великий князь Гавриил Константинович о Пасхе 1908 года]
Пасха затмевала собой все
Пасхальное яйцо «Курочка», 1885 год. Фирма Карла Фаберже. Выполнено из золота, украшенного белой опаковой эмалью. Внутри - сюрприз: золотая пестрая курочка, в которой помещалась миниатюрная копия императорской короны и рубиновое яичко-подвеска. Музей Фаберже, Санкт-Петербург. Source
Первое пасхальное яйцо, созданное в 1885 году фирмой Карла Фаберже по заказу императора Александра III, предназначалось в подарок супруге - императрице Марии Федоровне, в девичестве датской принцессе Дагмаре. Император не случайно поручил заказ Петеру Карлу Фаберже, изделия фирмы которого очень понравились царской чете во время посещения Всероссийской художественно-промышленной выставки 1882 года в Москве.
Происхождение курочки как многосоставного сюрприза пасхального яйца относится к началу XVIII века. Известны три очень похожих пасхальных сувенира, предположительно выполненных в Париже в 1720-х годах одним мастером. Это яйцо из сокровищницы Музея истории искусств в Вене, золотое яйцо с эмалевым желтком, до 1924 года находившееся в «Грюнес Гевёльбе» /Зеленом своде Государственного собрания Дрездена, и яйцо герцогини Вильгельмины, ныне хранящееся в датской королевской коллекции в Копенгагене.
2.
Пасхальное яйцо начала XVIII века, принадлежащее датской королевской семье. Королевский дворец Амалиенборг / Замок Розенборг, Копенгаген. Амалиенборг / Golden Egg with Hen. This golden egg was made in France around 1720. Rosenborg Castle / Amalienborg Palace. The Royal Danish Collection, Amalienborg. Source. [Description]It was a present from Charlotte d’Orléans to Caroline Matilda of Great Britain. The egg was passed down from Queen Marie Sophie Frederikke (married to Frederik VI) to Queen Louise. It can be separated into five parts (ivory egg shell, gold egg shell, hen, crown, and ring) and also had a practical use, as scented water could be kept in the holder. It is not unlikely that the egg may have served as an inspiration for the Russian crown jeweller Carl Fabergé’s famous eggs, which his company produced in the period 1885-1917.
Считается, что это последнее яйцо, принадлежавшее датской королевской семье, и послужило источником вдохновения для Фаберже. Его «скорлупа» была сделана из слоновой кости, «желток» - из золота, а покрытая эмалью курочка-сюрприз содержала внутри корону и бриллиантовый перстень. Яйцо экспонировалось в 1879 году в Копенгагене на художественно-промышленной выставке. Вместе с датской королевской четой выставку посетили император Александр III и императрица Мария Федоровна. Возможно, именно здесь у царя появилась идея заказать для супруги похожий подарок [1].
Исполняя императорский заказ, Фаберже создал не копию, а собственную вариацию старинного образца. Покрывающая его белая опаковая (непрозрачная) эмаль имитирует скорлупу, желток выполнен из матового золота. В него вложена курочка из разноцветного «мозаичного золота», внутри которой - миниатюрная императорская корона. Последний сюрприз, по предложению Александра III, был выполнен в виде рубинового яйца-кулона, к которому прилагалась золотая цепочка. Местонахождение короны и кулона неизвестно.
3.
«Курочка Кельха». Фирма Карла Фаберже. Изготовлено в 1898 году по заказу Александра Фердинандовича Кельха в качестве пасхального подарка для его жены Варвары Петровны Кельх [о ней сказано дальше: илл. 28-31]. Первое из семи пасхальных яиц, изготовленные Фаберже для семьи Кельх с 1898 по 1905 год. Повторяет иконографию императорского яйца «Курочка». Фонд Виктора Вексельберга «Связь времен» - Музей Фаберже, Санкт-Петербург. via
Курировавший заказ великий князь Владимир Александрович, приходившийся императору родным братом, снабдил готовое изделие письмом с подробной инструкцией. Для раскрытия яйца, во-первых, нужно было «повернуть верхнюю половину налево и снять ее. Во 2х, повторить то-же самое для желтка. В 3-х, взяв курицу в руки надавить у ней под зобом и одновременно ухватившись ногтями за клюв, приподнять кверху отчего курица раскрывается надвое. В 4х корону следует извлечь основанием наперед; за сим ухватив оную четырьмя перстами за обе половинки, отогнуть их. Таким образом посередине останется бриллиантовый ободок, с висящим на нем вышеупомянутым клейнодом. В 5-х что-бы снять этот клейнод следует нажать ободок у основания, с того конца, где снизу, от базы торчит штифтик. Ободок отгибается и тогда представляется возможность отцепить рубиновое сокровище» [Орфография сохранена].
4.
Одно из "куриных яиц" Фаберже. Данных о заказчике и первом владельце нет. Пасхальное яйцо «Ляпис-лазурное». Изготовлено из ляпис-лазури, эмалировано золотой, синей, бело-желтой эмалью, украшено жемчугом, рубинами и алмазами. В желтке яйца помещается миниатюрная императорская корона и рубиновая подвеска. Конец 1890-х - начало 1900-х (? 1886). Форма Карла Фаберже. Художественный музей Кливленда, Кливленд, Огайо, США / Lapis Lazuli Easter Egg with Crown and Ruby Egg Surprise, late 1800s - early 1900s. Firm of Peter Carl Fabergé. Gold, enamel, lapis lazuli, pearls, diamonds, rubies, Overall: 5.90 x 4.50 cm. Cleveland Museum of Art. Source
Император переживал, придется ли подарок по вкусу будущей владелице, но яйцо так понравилось, что в том же 1885 году Фаберже стал придворным поставщиком, а высочайший заказ с тех пор стал традиционным.
Так было положено начало пасхальной теме в творчестве Карла Фаберже. Каждый год на Страстной неделе он передавал императору очередной пасхальный шедевр, неизменно удивляший царскую семью.
5.
Подарки Николая II супруге Александре Федоровне: 1. 1903. Пасхальное яйцо в стиле рококо «Пётр Великий» связано с празднованием в 1703 году двухсотой годовщины со дня основания Санкт-Петербурга. 2. 1902. Яйцо «Клевер». 3. 1912. «Царевич». Виргинский музей изобразительных искусств, Ричмонд, штат Вирджиния, США. Яйцо с сюрпризом / 1. 1903. Peter the Great. Virginia Museum of Fine Arts, Richmond, Virginia, USA. 2. 1902. Clover Leaf. Kremlin Armoury, Moscow, Russia. 3. 1912. Tsarevich. Virginia Museum of Fine Arts, Richmond, Virginia, USA
После смерти Александра III, в царствование его сына, мастера фирмы стали делать два пасхальных яйца - для вдовствующей императрицы Марии Федоровны и для жены Николая II, императрицы Александры Федоровны.
С 1885 по 1916 год включительно фирмой было выполнено пятьдесят пасхальных яиц по заказу императорский фамилии. Августейшие клиенты не хотели видеть дубликаты. Каждое новое яйцо должно было отличаться от предыдущего и, желательно, превосходить его затейливостью композиции и необычным художественным решением. Создавать из года в год новый, неповторимый пасхальный подарок, бесконечно обыгрывая форму яйца и варьируя материалы, было довольно сложно, тем не менее, фирма с честью справлялась с этой трудной задачей.
Яйцо-корзинку 1901 года долгое время даже не считали пасхальным яйцом работы Фаберже, пока в архивах не отыскался счет от ювелира в Кабинет его императорского величества с описанием этого заказа [2].
«Какие изобразительные способности, какое художественное мастерство», - писала Мария Федоровна о Фаберже, благодаря сына Ники за очередное «чудное яйцо» [3].
7.
Императорское яйцо «Павлин». Фирма Карла Фаберже. Подарок Николая II матери Марии Федоровне. Пасха 1908 года. Мастера: Генрих Вигстрем, механический павлин - Дорофеев. Яйцо: разноцветное золото, позолоченное серебро, горный хрусталь; дерево: разноцветное золото, алмазы; Павлин: золото, эмаль, драгоценные камни. Фонд Эдуарда и Мориса Сандоза, Лозанна, Швейцария. via
Фантазия и изобретательность ювелира не знали пределов. От белого яйца с курочкой внутри он перешел к созданию сложных ювелирных конструкций. Удивительными были как драгоценная «скорлупа» яиц-футляров, так и как сюрпризы, находившиеся внутри.
Некоторые сюрпризы являлись чудесами механики. Они заводились поворотом маленького золотого ключика и приходили в движение. Например, покрытый эмалью павлин, раскрывающий свой радужный переливчатый хвост, или «плывущий» золотой посеребренный лебедь.
8.
Пасхальное яйцо «Гризайль» или «Екатерина Великая», 1914 год. Николай II в подарок матери Марии Федоровне. Местонахождение сюрприза неизвестно. В письме к сестре английской королеве Александре, Мария Федоровна отмечает, что сюрпризом в этом яйце был механический паланкин с Екатериной Великой внутри, который несут два арапа. Музей Хиллвуд, Вашингтон / Grisaille, also known as Catherine the Great Easter Egg. Made by: Fabergé Firm. Henrik Wigström, Fabergé's last head workmaster, created this egg for Nicholas II to present to his mother, Maria Fedorovna, on Easter morning in 1914. Vasilii Zuev, a designer employed by the Fabergé firm, painted the monochrome en camaïeu pink enamel panels with miniature allegorical scenes of the arts and sciences after French artist François Boucher. According to a letter from Maria Fedorovna to her sister, Queen Alexandra of England, the surprise in this egg was a mechanical sedan chair, carried by two blackamoors, with Catherine the Great seated inside (it has now been lost). Hillwood Museum, Washington, D.C., USA. Source
Пораженная подарком 1914 года, яйцом «Гризайль», вдовствующая императрица Мария Федоровна назвала Фаберже «настоящим, несравненным гением нашего времени». Особо ее восхитил сюрприз - два шагающих мавра, несущие портшез с Екатериной II: «невообразимо красивая и неподражаемо чудесная работа» [4]
Ни один ювелирный «проект» того времени не волновал царскую семью столь живо и искренне, как драгоценные пасхальные произведения, созданию которых великий ювелир посвятил более тридцати лет своей жизни.
Пасха объединяла в себе и духовные восхождения, и земные удовольствия, так на Руси сложилось еще с XVII века. Главный христианский праздник на Западе - Рождество, в России - Пасха. На рубеже XIX-XX веков Пасха заняла очень большое значение как в русской художественной культуре в целом, так и в творчестве Карла Фаберже.
Светлое Христово Воскресение, праздник человеческого братства и христианской любви, совпадает с приходом весны, тепла, с возрождением природы. Пасхальные торжества - это святая ночь и общее христосование, праздничный стол со всевозможными яствами и куличами и, конечно, взаимный обмен освященными и крашеными пасхальными яйцами, - обычай, существующий в христианском мире. Расписное пасхальное яйцо - это символ Воскресения Христа и искупления грехов человека, своеобразная модель мира, а также, еще со времен дохристианских, - символ плодородия и благодати. Яркая окраска яйца передает блеск и теплоту солнца и разнообразие оживающих сил природы после белого однообразия зимы.
10.
Экспонат выставки Фаберже из частной коллекции семьи Макферрин в Хьюстонском музее естественных наук, Хьюстон, штат Техас / Exhibition "The Fabergé: From a Snowflake to an Iceberg". Organized by the Houston Museum of Natural Science with the McFerrin Collection. Source. К слову, были выставлены и образцы купленных коллекционерами подделок под Фаберже - пример такой подделки: a fake “Fauxbergé egg”
В народе пасхальные яйца называли «писанками», их красили, используя лук, свеклу, кусочки ситца и другие подручные материалы. Но, кроме того, с давних пор дарили яйца деревянные, стеклянные, фарфоровые, выполненные из самоцветных камней, драгоценных металлов и даже бронзы.
В XIX столетии изготовление пасхальных яиц стало целой отраслью русского декоративно-прикладного искусства. Яйца из фарфора, стекла, золота, серебра и драгоценных камней являлись дорогими изысканными подарками.
Во время обряда христосования августейшая чета дарила яйца с императорскими вензелями.
11.
Христосование императора Николая II во время Пасхи 1910 года. Ливадия, Крым. via
Христосование царя с подданными
Еще в XVII веке русские государи поздравляли нижний чин с Пасхой, но тогда царю целовали руку. В XIX веке император сам лично целовался со всеми, а целовали руку императрице.
Во время народных христосований XIX века случались курьезы и скандалы. Французский художник Орас Верне (1789-1863) передал одну из дворцовых историй времен Николая I (1796-1855, царь с 1825). Француз писал родным о нравах дикой России: «После богослужения император целуется с первым встречным. Обычно это часовой, стоящий у дверей. Несколько лет назад государь поцеловал гренадера Преображенского полка со словами: «Христос воскресе!», на что тот отвечал: «Никак нет!», он оказался евреем. С тех пор всех евреев перевели во флот, и в сухопутных войсках не осталось ни одного из них. Вот от чего зависит здесь судьба людей». [5]
Царь-Миротворец Александр III наряду со слугами и охраной христосовался даже с крестьянами - волостными старшинами и старообрядцами.
Великий князь Гавриил Константинович вспоминал, как проходило христосование государя со свитой и депутациями от подшефных полков в 1908 году:
" Другой раз я был дежурным, когда у Государя гостили великий герцог и герцогиня Гессенские, а также мой двоюродный брат, королевич Андрей Греческий со своей женой. Это было на Пасху и после завтрака у их величеств, я, переодевшись в парадную форму, поспешил поехать в Большой дворец на христосование Государя со свитой и депутациями от шефских полков. Посмотреть на христосование приехал и великий герцог Гессенский. Во время христосования я стоял возле двери зала, в который, входили христосовавшиеся.
12.
Христосование императора Николая II
Они подходили к Государю, останавливались и кланялись. Государь протягивал им руку со словами «Христос Воскресе!». Они отвечали «Воистину Воскресе!» - и Государь христосовался с ними. Они опять отвешивали поклон и шли дальше к Государыне, которая стояла позади Государя, в некотором отдалении, и раздавала им яйца, каменные или фарфоровые. При этом ей целовали руку.
13.
Император Николай II во время Пасхи 1914 года. Христосование с солдатами железнодорожного полка. via
Через некоторое время Государь вышел в большой зал, в котором были выстроены представители тех частей, шефом которых был Государь. Государь их обходил и с ними христосовался, и некоторым говорил два-три слова. Христосование продолжалось несколько часов подряд. Я все время был подле Государя и, сознаюсь, порядком устал, хотя и не христосовался. Как мог он выдержать христосование с таким количеством людей! Это было на второй день Пасхи, накануне он также христосовался со множеством народа и, кажется, также и на третий.
14.
Христосование императора Николая II с урядниками конвоя. Из фотоальбома генерала графа Федора Артуровича Келлера. Отсюда (?): «Война 1914-1917 гг. Из личного фотоальбома генерала от кавалерии графа Ф.А. Келлера» / Дмитрий Табачник, Нина Топишко - Издательство «Фолио», Харьков, 2012 и 2013. В альбом вошло 328 снимков. via, via
После христосования Государь должен был идти мыть лицо и бороду, - вода становилась черной, а рука Государыни темнела и опухала. В приказах по частям, представители которых являлись на Пасху, писалось, чтобы нижние чины не фабрили усов и бороды. " [6]. [фабрить - красить, натирать фаброй; фабра - косметический состав, употреблявшийся для натирания усов, чтобы они держали форму, или для окраски усов и бороды в тёмный цвет]
15.
Набор пасхальных яиц-брелоков. Россия, конец XIX - начало XX в. Фирма К. Фаберже. Пурпурин, горный хрусталь, нефрит, родонит, лазурит. Минералогический музей им. А.Е. Ферсмана РАН. Скан из книги "Фаберже. Пасхальные подарки"
Предприятия художественной промышленности - стекольные, фарфоровые и камнерезные - поставляли ко двору колоссальные партии пасхальных сувениров. Николай II записал в своем дневнике за 1902 год, что накануне Пасхи, 13 апреля, «после чаю разбирал фарфоровые яйца к предстоящему христосованию». В воскресенье, в день Пасхи Господней, он «до обедни похристосовался с 267 чел.», а затем «началось христосование со всеми придворными и закончилось певчими - всего 730 чел.». В понедельник, 15 апреля, состоялось самое большое христосование. В Концертной зале Зимнего дворца присутствовало более восьмисот человек. «Гулял после этого, - отметил в дневнике император, - щеки порядочно горели» [7].
16.
Маленькие яички Фаберже, 1,9 x 1,5 см / Carl Fabergé (1846-1920), atelier Fabergé, Pendentifs en forme d’œuf de Pâques miniature, vers 1900, or, émail, argent, perles, diamants, émeraude, rubis, 1,9 x 1,5 cm. Virginia Museum of Fine Arts, Bequest of Lillian Thomas Pratt. Source
Пасхальные яйца высшего общества
Пасхальные яйца, которыми обменивались представители высших слоев общества, были оригинальными и разнообразными. Подчас совершенно простые снаружи, они таили внутри роскошные сюрпризы-подарки. Так, прима-балерина Императорского Мариинского театра Матильда Кшесинская вспоминала, что на Пасху 1904 года великий князь Андрей Владимирович подарил ей большое соломенное яйцо «дешевого вида», в котором была уложена масса разных пакетиков, завернутых в бумагу. Среди «простеньких вещиц» - карандашей, пепельниц и «других пустяков» - балерина нашла «чудесные вещи от Фаберже и пару брильянтовых пряжек для башмаков» [8]. Великий князь Владимир Александрович на Пасху всегда присылал Кшесинской огромное яйцо из ландышей с привязанным к нему драгоценным яичком от Фаберже.
Такие миниатюрные яйца-брелоки девочкам часто дарили с самого рождения, и в течение жизни у них складывались целые роскошные колье из нитей-цепей с гроздьями пасхальных подвесок, отличавшихся необыкновенным разнообразием фасонов и отделки.
Фирма Фаберже выпускала огромное количество таких драгоценных миниатюр, украшенных транспарентными (прозрачными) эмалями по гильошировке самых изысканных цветов: устричного (перламутрово-белого с радужным отливом), семужного (нежно-розового, как мякоть семги), голубого «королевского», землянично-красного и других. Золотую поверхность яиц отделывали «под самородок», украшали тончайшими гирляндами или россыпью драгоценных камней-вставок. Некоторые миниатюрные пасхальные яйца были выполнены в виде корзинок, зайчиков, птенцов и даже кавалергардских касок.
19.
Лист из записной книжки императора Николая II с собственноручными рисунками ювелирных украшений, подаренных ему на Пасху 1892 г. Музеи Московского Кремля. Скан из книги "Фаберже. Пасхальные подарки"
Императрица Александра Федоровна дарила драгоценные яйца-подвески своим дочерям, родственницам, придворным дамам и многочисленным служащим двора. В Музеях Московского Кремля хранится небольшой альбом царицы. В нем она собственноручно зарисовывала эти брелочки, писала, кому они подарены, и проставляла цены, большей частью в несколько рублей.
20.
Лист из записной книжки императрицы Александры Федоровны с собственноручными рисунками пасхальных брелоков. 1906. Музеи Московского Кремля. Скан из книги "Фаберже. Пасхальные подарки"
Почти все, знавшие императрицу, отмечали ее бережливость и склонность к экономии. В мемуарах главного мастера фирмы Фаберже Франца Петровича Бирбаума отмечается, что Александра Федоровна часто «сопровождала свои заказы рисунками и определяла заранее стоимость предмета», которая, как правило, была ничтожной. Тем не менее, фирма сдавала изделия по указанным ею ценам, а понесенный убыток «окупался расположением, когда дело касалось получения серьезных работ» [9].
21.
Почтовая открытка, посланная детям Николая II их двоюродным братом, великим князем Андреем Александровичем. На пасхальных яйцах написаны имена детей. Подпись на открытке: «Целую всех Андрей». Фотография. 1909. Государственный архив Российской Федерации. Скан из книги "Фаберже. Пасхальные подарки"
Перед рождественскими и пасхальными праздниками придворные ювелиры присылали их величествам образцы своих изделий, и Александра Федоровна всегда интересовалась их ценой, в то время как Николай II выбирал подарки независимо от стоимости, руководствуясь только собственным вкусом.
22.
Изделие Фаберже из собрания датской королевской семьи. Королевский дворец Амалиенборг, Копенгаген, Дания / Carl Fabergé. Amalienborg Palace. The Royal Danish Collection. Source
Принятой при дворе традиции делать подарки по большим церковным праздникам следовали и в других кругах русского общества, например в дипломатических. В мемуарах дочери П.А. Столыпина рассказывается, как глава русского посольства в Берлине граф Остен-Сакен, «убежденный приверженец всех традиций доброго, старого времени», красиво и торжественно обставлял Рождество и Пасху. Весь личный состав российского посольства с женами получал от него подарки. «Да какие подарки! Все драгоценности от Фаберже!» По телеграмме посла из Петербурга приезжал специально посланный знаменитым ювелиром служащий фирмы с ящиком всяких роскошных вещей. «Ценность подарка возрастала по мере продолжительности пребывания члена посольства в Берлине. Причем, начиная с красивых запонок, посол кончал подарками вроде серебряного столового сервиза» [10].
Часть 2 будет 4 мая 2016
Примечания: [Spoiler (click to open)] [1] Сокровища России и императорские дары. Дворец Амалиенборг. Копенгаген, 2002. С. 228. [2] Lopato М. Faberge Eggs. Re-dating from new evidence // Apollo. 1991. February. Pp. 91-94. [3] Сокровища России и императорские дары. Дворец Амалиенборг. Копенгаген, 2002. С. 189. [4] Сокровища России и императорские дары. С. 189. [5] Орас Верне. При дворе Николая I: Письма из Петербурга. 1842-1843. / Пер., вступ. ст. и коммент. Д. Соловьева. М.: РОССПЭН, 2008. Цит. по "Двор российских императоров". Фрагменты книги (без процитированного). [6] Гавриил Константинович, великий князь. В Мраморном дворце. М., 2001. С. 76. Цитата по эл.версии: Гавриил Константинович (Вел. кн.). В мраморном дворце. Из хроники нашей семьи. Нью-Йорк. 1955 / Глава восьмая. 1908. Присяга. Флигель-адъютант. [7] Дневник Николая II. - ГАРФ. Ф. 601. On. 1. Д. 244 (1 января -16 сентября 1902). Л. 73. [8] Кшесинская М. Воспоминания. М., 1992. С. 128. [9] История фирмы Фаберже. По воспоминаниям главного мастера фирмы Франца П. Бирбаума. СПб., 1993. С. 20. [10] Бок М., П.А. Столыпин. Воспоминания о моем отце. М., 1992. С. 170-171.