В первый выходной августа страна отмечает День Железнодорожника.
Отмечали его и 41 год назад, в 1983 году.
1. Нагрудный знак "Молодой гвардеец XI пятилетки".
БАМ, 412 километр трассы, если мерить на восток от Тынды.
Наш батальон заканчивает отсыпку насыпи на своем участке.
Еще немного - и мы перебазируемся на 465 километр, на разъезд имени Виктора Мирошниченко, где будет стыковка с путеукладчиком, движущемся с востока.
Мне до дембеля остается уже совсем чуть-чуть, я работаю геодезистом, и мечтаю перед дембелем начать разметку финального стыковочного участка.
В геодезисты меня определили зимой, когда на дембельнулся предыдущий геодезист, не подготовив себе смены.
Я был единственный в батальоне, который умел складывать в уме трехзначные числа, а на морозе в 60 градусов это сильное преимущество в работе геодезиста.
Сейчас лето, погода прекрасная.
Мы с молодым воином расставляем высотники.
Высотник - это палка, к которой на нужной высоте прикручивается проволокой горизонтальная реечка.
Высотник показывает бульдозеристу какой должна быть высота насыпи.
Вооружившись картой, где отмечены высоты, я смотрю в нивелир, провожу нехитрые вычисления, а молодой воин (их тут называют «гусями») крепит реечки на высоте, которую я ему сообщаю.
Мы проходим от начала участка до конца, расставляя высотники с двух сторон через каждые 25 метров.
Солдатики нередко опускают высотники, чтобы меньше сыпать; другие высотники падают сами по себе, или их сбивают самосвалы бульдозеры экскаваторы.
Дойдя до конца, мы идем в обратный путь, и переставляем заново все высотники.
И так мы ходим взад вперед весь день, иногда углубляясь в окружающий лес поживиться брусникой.
Батальон, ответственный за предыдущий участок, насыпал насыпь на три метра выше, чем наша.
На стыке наших участков образовалась ступенька высотой в три метра.
Я это заметил несколько дней назад.
Я все перепроверил и убедился, что у меня все правильно.
Вероятно, тамошний геодезист что-то напутал.
А может, напутали что-то в картах.
С одной стороны сыпят насыпь на три метра ниже, а с другой - на три метра выше.
И каждый считает, что прав он, а соседи - лохи.
Наступает день железнодорожника.
Ожидается приезд генерала со свитой для проведения торжественных мероприятий, в том числе, для выдачи наград.
Лейтенант-геодезист в основном проводил время с зеленым змием, а тут, перед приездом генерала, решил выйти проверить что творится на вверенном ему участке.
Трехметровую ступеньку он увидел, когда мы были на противоположном конце участка.
Голова у него сильно болела и плохо соображала, но она все-таки сообразила, что поезд вряд ли преодолеет эту ступеньку.
Он решил переставить высотники, обозначив на глазок плавный спуск от соседнего батальона к нашей высоте.
Так генералу будет не очень заметно, а когда он уедет - можно будет разобраться по-тихому.
После чего, с чувством выполненного долга, продолжил свою работу с документами.
Мы же, дойдя до этого конца участка, обнаружили, что высотники переставили, и подровняли их обратно в соответствии с требованиями на карте.
Во второй половине дня появился генерал со свитой, в которой тоже был геодезист, но уже полковник.
Генералу трехметровая ступенька тоже показалась необычной, и он приказал разобраться.
В разборках участвовал офицерский состав двух батальонов и гости.
К сожалению, мне не довелось присутствовать при этом обмене мнениями.
Прения закончились тем, что геодезисты соседнего батальона спустили высотники, а их бульдозеристы принялись разравнивать насыпь в соответствии с нормативом.
Ну а мне на построении дали тот самый нагрудный знак «Молодой Гвардеец одиннадцатой пятилетки».
Медали давали всем на дембель (кто не очень проштрафился), а вот этот значок - только за особые заслуги.
Вскоре после этого мы поехали на разъезд Мирошниченко, 465 километр трассы.
Там был поворот, поэтому работать приходилось не только с нивелиром, но и теодолитом.
Мы успели поработать лишь один день, а потом меня с семью другими бойцами срочно перебросили в Тынду, где я заболел желтухой, и проболел ею до самого дембеля.
Так что на стыковочном участке мне поработать не довелось.
Но это уже совсем другая история.