ИСКАНДЕР. Размышления об интеллигенции, религии, истории и политике.

Jul 12, 2017 21:50


СОБЫТИЯ ИЮЛЯ СЕМНАДЦАТОГО ГОДА

В моей жизни в последние два дня июля нынешнего 2017 года произошло четыре важных события. Три из них сплелись воедино в одном потоке размышлений об истории, интеллигенции и политических играх сейчас и сто лет назад.



Мы с моим другом - преподавателем колледжа, в котором учится мой средний сын, собирались на круглый стол, который проводила Тарская епархия Омской митрополии Русской Православной Церкви. Это круглый стол, который по традиции проводился в формате конференции, как и череда других церковных событий, ознаменовал собой прибытие в Тарскую епархию святынь со святой горы Афон, где расположено несколько православных монастырей и, в том числе, монастырь Хиландар, принадлежащий Сербский Православной Церкви. Отец Александр, мужчина лет тридцати, полный, с густой чёрной стриженной шевелюрой и бородой (на фото справа) - монах этого монастыря. Это я вам уже рассказал об одном из событий.



С утра на работе у меня было много дел, но в полдень я уже смог выехать из Омска и успел к началу круглого стола. Друг же мой собирался туда поехать с самого раннего утра с паломниками… точнее, паломницами, потому, что мужчин я в их составе заметил разве что троих. Вот только ничего у него не вышло. Он позвонил мне незадолго до моего выезда из города и сообщил, что рано утром к нему домой пришли судебные приставы и начали описывать имущество в счёт долгов за электроэнергию. Я, естественно, поинтересовался суммой. Он назвал. Выходило, что не платил он за электричество уже пару лет, как минимум. Сразу очень захотелось позвонить жене и спросить, как у нас обстоят с этим дела, но потом  я вспомнил, что в прошлом месяце спрашивал, и долгов вроде бы не было. Вот, я вам рассказал и о втором событии.

ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ

С учёными я близко знаком с юности, точнее с физматшколы при Новосибирском госуниверситете. Среди них есть люди просто одержимые поиском истины. В случае моего друга - исторической истины. В отличие от меня, который считает абсурдным само это словосочетание, мой друг верит в её существование и может с упоением рыться в архивах, за что я его искренне уважаю, не смотря на собственный скептицизм. Мой друг чурается идеологии в то время, как я убеждён в том, что исторические теоретические обобщения практически тождественны идеологии. Мой друг - интеллигент, а я - нет. Но у него долги за свет, а у меня нет. И, честно говоря, рыночный тоталитаризм, медленно вползший в нашу жизнь на пацире вожделения благосостояния, который и сделал возможной подобную социальную мерзость, вызывает у меня иногда чувство настоящей ненависти. Причин тому несколько. Расскажу по порядку.

Вот есть у вас, допустим, несколько таких вот одержимых историков. Историков одержимых поиском истины, а не самовозвышением, что тоже не редко, но эти-то сами о себе позаботятся будь здоров, только в научном плане с них, обычно, толку мало. Для них наука - средство, а не цель. Они и так держат нос по ветру, чётко следуя мейнстриму, который задаёт власть. Об одном из таких людей я рассказал в одной из своих предыдущих статей. Но вот что делать с настоящими интеллигентами? Они-то не про мейнстрим, а про истину думают и этой истине служат. А вот что:  нужно держать их на коротком поводке низких окладов, и выдавать премии исключительно за предательство истины. Потому, что властный пропагандистский мейнстрм всегда,.. вы слышите,.. всегда конфликтуют с истиной, поскольку истина сложна и многогранна, а пропаганда должна быть простой, иначе не будет воспринята массами. Этот порочный круг вынужденного вранья может разорвать только небывало высокий уровень базового гуманитарного образования масс, который за редким раннесоветским исключением, категорически не выгоден власти. И вот тут пора бы рассказать и о четвёртом недавнем событии моей жизни - просмотре фильма Фильм Марги Кинмонс «Революция - новое искусство для нового мира» о русском революционном авангарде и судьбе его представителей.

ЖЕРТВЫ КРОВАВЫХ РЕПРЕССИЙ

Что примечательно, ни у кого из потомков репрессированных представителей русского революционного авангарда не было в голосе ненависти. И слёз... И это несмотря на откровенные антисталинские нотки фильма. На тоталитарном Западе без этого пропагандистского примитива невозможно снять ни один фильм про СССР и Россию, так что к кинематографистам претензий у нас у всех нет.

Но наши искусствоведы в этом смысле оказались на высоте. Говорили от сердца о своём родном, о своих кумирах, в хорошем смысле этого слова, но сдержанно, как бы давая нам почувствовать, что, при всём сожалении об утратах, без террора 1937-38 годов не было бы никакого взятия Рейхстага в 1945 году и война, с неизбежностью начавшаяся в 1941 году, закончилась бы в Москве в 1942 году парадом вермахта у стен Кремля.

Ведь репрессии оказались необходимы именно перед лицом угрозы, которая нависла над нашей страной со стороны Европы, объединённой под знамёнами гитлеровской свастики. И сам фильм, снятый потомками людей, со всей очевидностью эту угрозу создавших своим предательством, или бездействием - это своего рода покаяние западной творческой элиты за жертвы, которые по её вине была вынуждена понести в ходе репрессий Россия в лице представителей своего революционного авангарда.

ФАРИСЕИ

Но не эта тема до сих пор актуального, но уже набившего оскомину идеологического противоборства мне показалась наиболее интересной. Я имею в виду рассказ о продовольственных карточках для художников-авангардистов, которые выдавались во время военного коммунизма. Какого рода провластный идеологический мейнстрим обслуживали эти нонконформисты? Конечно, разрушение старых идеологических устоев. Разрушение! Искусство, отрицающее предметность для разрушения - как раз то, что нужно!

Но, скажите, зачем понадобилось разрушение, когда потом неизбежно пришлось бы всё восстанавливать перед лицом надвигающейся внешней угрозы? Зачем Сталину (в фильме так прямо и говорится) понадобился культ Ленина, когда в стране уже существовал культ революционера Христа, о партийном строительстве, самоотверженной революционной борьбе и казни которого, а также о борьбе его соратников, мы знаем из Евангелий? Ведь, казалось бы, не было ничего проще, чем просто посмотреть на известную всем историю слегка иным взглядом. В Латинской Америке, говорят, так и сделали. В чём же дело?

Не настаиваю на прямых аналогиях, но как мне представляется, обобщить революционный процесс, творимый как сверху, так и снизу, можно следующим образом.

Сначала перед лицом внешней угрозы некие люди находят элегантный путь к победе… или спасению. Это - пророки. Они одновременно выстраивают вокруг себя и идеологию и структуру управления. Этому элегантном пути сопротивляется традиция, следование которой приближает народ к гибели. И пророкам приходится проводить чистки, репрессии и казни тех, кто воссоздаёт культ золотому тельцу, например. А что, прекрасной скульптурой ведь мог быть этот самый телец, но ведь был разрушен Моисеем, не так ли? За яростным разрушением следует не менее яростное созидание, которое обеспечивает необходимые условия для победы.

Но после победы дух яростного созидания начинает казаться народу в тягость, пророков подвергают остракизму, или мягко задвигают, и на их место приходят цари и духовенство, которые обеспечивают функционирование структуры управления и идеологии в посткритический период.

Но тут возникает новая внешняя угроза, требующая иного элегантного решения, и новые пророки (если народу повезёт и они возникнут) наталкиваются на сопротивление старого духовенства, приватизировавшего идеи пророков предыдущих. Новые пророки, стараясь мирно уладить конфликт, заявляют, что пришли старых пророков не нарушить, но исполнить, на что получают ответ в виде обвинений, что новые пророки изгоняют бесов именем царя бесовского, и подключают властный ресурс… Распятие…

Увы, в красной коммунистической религии Советского Союза пророкогенез не был поставлен на поток, что и привело к поражению страны в холодной войне. Коммунистическое духовенство же офарисеилось за пару десятков лет после Победы, а иных, едва начинавших пророчествовать, научились убирать загодя.

Но на тот период времени, который был выхвачен в фильме, новый мир требовал новых икон и Казимир Малевич, инсталлировавший свой чёрный прямоугольник в месте традиционной божницы, получал за своё творчество продовольственные карточки.

Когда же на смену яростному разрушению уже настало время прийти яростному созиданию, старое духовенство было уже в глубокой оппозиции к новому миру, который, кстати, отнёсся к храмам с большей терпимостью, чем ранее это духовенство отнеслось к языческим идолам. Ну да, ладно. Это всё было к слову о продовольственных карточках.

ОППОЗИЦИОНЕРЫ

Вот, художник. Ну, не может он писать в академической манере, если его угловатые фигуры возбуждают. Не может, и всё. Ничего не поделаешь. Художник… И ему обидно, что его вышвыривают на помойку, когда его манера становится ненужной, а то и вредной. Обидно, понимаете? А его искусство новые пророки использовали в качестве взрывчатки для разрушения золотого тельца, то есть устоев старой идеологии.

Естественно, что такого рода взрывников очень хотели бы использовать враги страны, которая тех, за ненадобностью, задвигант.  Это и учёных касается. Помните нобелевку за графен?..Так спокон века враги пригревали у себя всяких Гюленов для подрывной работы в родной для Гюленов стране. В той же Швейцарии… А теперь представьте, как Гюлен появляется в Стамбуле на броневике по лозунгом “Долой американского шпиона Эрдогана!” Гюлены - они хитрые. Могут и кинуть, тут раз на раз не приходится. России с её Гюленами сто лет назад сильно повезло. Правда, самим Гюленам - не очень. Но в целом всё это - нормальная практика. Просто не надо упрощать и быть кисейными барышнями, и всё станет понятным.

Но как же всё-таки быть с художниками, писателями и учёными?..

МОНАШЕСТВО

Рыночный тоталитаризм оставляет им выбор между коротким поводком здесь и предательством там. Даже не знаю, что более унизительно для служителя истины или прекрасного… И вот когда я слушал рассказы сербского монаха и Тарского епископа, я понял, что альтернатива есть. Есть! Монастырь! Это практически единственное место, куда этот тоталитаризм не распространяется, но и не только...

В Советском Союзе, правда, для того, чтобы ничто не отвлекало от творческих изысканий, были “шарашки” в системе ГуЛага, но теперь, ведь, только монастыри, похоже, и остались… Для технарей, правда, появляются “научные роты”, но есть же и гуманитарии, и поэты, в конце концов.

На самом деле я думаю, что монастырь - это выход, вот только жаль, что у моего друга-интеллигента ещё несовершеннолетние дети и другие обязанности по отношению к семье, поэтому, поскольку монастырь ему пока не светит, если кто-то в комментах попросит дать номер его банковской карты, я по электронной почте вышлю, обещаю. Я серьёзно.

И теперь ещё немного об отце Александре из сербского монастыря и его миссии в России.

ИСКАНДЕР

Русская Православная Церковь, как и Сербская, служат в числе прочего альтернативным Министерством иностранных дел. Это довольно очевидно, если вспомнить встречу Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с Папой Франциском. Сербы как кость в горле и у НАТО, и у Евросоюза, и у наследников Османской империи. Бомбёжки Белграда послужили не только делу отрезвления (порой, буквального) постперестроечной российской элиты в отношении Запада, но и сплочению сербского народа вокруг своей Церкви. Это у нас в храмах одни платочки. Там всё наоборот.

Так вот, задача сербской миссии в России по линии Православия - это попытка выстроить общую идентичность. Идентичность Сербии, России и, возможно, Греции. Как-то об этом тоже вскользь упоминалось. Грубо говоря, на базе этой идентичности Сербское альтернативное МИД ищет защиты у России. А мы, собственно, и не против, помните песню из “Неуловимых мстителей”:

Если снова над миром грянет гром, небо вспыхнет огнём,
Вы нам только шепните, мы на помощь придем.

Эти строки вообще мне так и видятся над российской базой ВКС в Хмеймим.

Но есть одно но. На мой взгляд одной православной идентичности мало. Поэтому слова епископа Тарского и Тюкалинского Савватия, в прошлом военного, о том, что  по Сибири чудесным образом ездят в сопровождении афонских святынь три Александра: гость из Сербии, представитель Казачьего войска и наш священник, я воспринял как намёк.

Поясню диспозицию. НАТО не наносит по России ракетно-ядерный удар из-за так называемого “ответа мертвеца” -  автоматического ответного ядерного удара, который будет нанесён даже в случае, если население уже погибло. Для защиты от этого ответа НАТО и разворачивает ПРО - систему противоракетной обороны. Ассиметричным ответом на развёртывание этой системы служат наши системы подавления ПРО, которые тоже тёзки (тоже чудо, наверное) трём нашим Александрам, только на тюркском наречии - комплексы Искандер. То есть, пока натовские ракеты летят, Искандеры подавляет их ПРО, а потом наносится неотразимый ответный удар. Этот расклад пока их сдерживает. Думаю, если к Православию добавить развёртывание в Сербии этих Александров, то мы действительно будем, по-настоящему, единым народом. Уж простите мне мой светский цинизм.

А пока, как рассказал отец Александр, для того, чтобы не голодали многочисленные паломники, на Афон пришлось провести газ.  Газ.. Очень надеюсь, у моего друга с оплатой за газ всё в порядке
Previous post Next post
Up