Педагоги, как класс
Никто сейчас не рассматривает учителей в качестве претендентов на власть в обществе. То есть, не отдельных учителей и преподавателей, а некое педагогическое сообщество. С чем связана такая зашоренность мысли? Неужели учительское сообщество в своих претензиях на власть в чём-то проигрывает пролетариату Российской Империи, которому под руководством Партии большевиков удалось установить в стране свою диктатуру? Давайте попробуем сравнить... Но, стоп! Взять власть, особенно "под давлением и при поддержке внешних сил", в наше время не такая уж и невыполнима задача. Важно то, что потом с этой властью делать. Нет, на самом деле, "щто дЭлать", обладая этой властью? А то, ведь, может, незачем и "огород городить, коли тот же бурьян и останется".
Итак, у новой специализированной группы должна быть цель, образ будущего, макет создаваемого общества, словом - пункт назначения, точка "Б", ради движения к которой из сегодняшней точки "А" и нужна власть. Хотя бы в общих чертах. И здесь мы приходим к пониманию уникальности современной эпохи.
Уроки Отечественноуй Войны 1812 года
Вот смотрите. На протяжении всей истории человечества какая бы социальная группа не брала на себя ответственность за выживание общества, получая за это соответствующие привилегии, всё это происходило в условиях враждебной внешней среды. Попросту говоря, элитные группы грызлись не только между собой внутри общества, но и с аналогичными группами соседних обществ. В этом смысле показательна Отечественная война 1812 года с наполеоновской Францией. Русская идентичность оказалась среди дворянства сильнее кроссэтнической сословной идентичности даже не смотря на одинаковую одежду, оружие и язык общения. Смотрите, что получилось. Для народа, не говорящего по-французски, наполеоновские оккупанты были чужими. Просто чужими и всё. Почти нЕлюдями, "басурманами". И народ сплотился против чужих дворян вокруг своих, сносно говорящих по-русски, то есть, по-человечески.
Хорошо, а, как по-вашему, приемлем был для наших дворян вариант объединения с дворянами французскими? Помните, мы же не историки. Мы смотрим на прошлое через призму современности. А, собственно, почему бы... Стоп, мы же забыли про духовенство! Ведь тогда ещё Митрополит Московский не встречался с Папой Римским. Тогда католики были всё равно, что мусульмане (басурманы) и Церковь в народе пользовалась несравнимо большим авторитетом, чем сейчас. Существовавшей параллельно с Церковью, идеологический авангард буржуазии - ложи "свободных каменщиков", хоть уже и тогда были по сути интернациональны, но, как и сама буржуазия, были ещё недостаточно сильны.
Уникальность современности
Причина уникальности современной ситуации состоит в том, что все эти барьеры для создания глобального мироустройства, а именно, языковые и конфессиональные, сейчас, фактически, отсутствуют, а параллельная конфессиональной светская идеология фактически глобальна. Точнее сказать - идеологии. Те самые, которые сделали непримиримыми врагами противоборствующие стороны во Второй мировой войне, ставшей для нас Великой отечественной и одна из которых ещё пока жива в сознании масс, но уже в крайне примитивном рудиментарном состоянии. Где-то на уровне этнического язычества. Другая же идеология продолжает растлевать. То есть, глобальный мир скатывается в гуманитарный регресс, поскольку до сих пор прогрессировать заставляло противоборство. Здесь уместно задать вопрос: возможно ли развитие без противоборства? То есть, может ли развиваться глобализованный мир? И я берусь доказать, что может.
Итак, суть уникальности современной ситуации в том, что группа, решившая стать сейчас авангардом настоящего развития человечества, не сможет сохранить легитимность своей власти, поскольку следующий этап развития устранит саму вражебность внешней среды как таковую. Справедливости ради следует отметить, что и современные элитные группы, ведущие человечество по пути регресса, тоже не насладятся властью в полной мере. Глобальный мир лишает власть сладостных красок подлинности... Бутафория какая-то, а не власть, честное слово. Шоу остаётся шоу даже если оно проходит в Колизее и весталки, голосуют за исход схватки большим пальцем вниз. Не то... ни подлинной опасности, ни подлинной победы, одноразовый адреналин тарзанки.
Упоение властью
Но, кто сказал, что упоение властью - высшее наслаждение? Во враждебной среде упоение властью - это гормональный бонус тому, кто берёт на себя ответственность за выживание рода-племени и управляет им в оперативной обстановке. В отсутствии же прямой опасности, или, хотя бы, враждебной среды, обладание властью влечёт за собой разве что право на более высокий уровень потребления... И всего-то?.. Ну как тут кшатриям не переродиться в вайшьев... А для оставшихся невостребованных кшатриев, которым перерождение не по душе, остаются различные способы самоубийства.
Ну, хорошо, а есть в человеческой природе что-то, столь же древнее, первобытные, работающее на уровне физиологии и не менее сильное, чем упоение властью? Или сильнее ничего нет? Или только в отношениях типа "вожак - стая", "вождь - племя", "начальник - подчинённый", которые всегда стремятся к деградации до варианта "господин - раб", и далее до парасоциального "доминант - сабмиссив", хранятся самые сочные гормональные бонусы?
И ещё один вопрос. Что следует за пресыщением властью? Ведь сотнями тысяч лет этот бонус выдавался только за спасение племени, или стаи от коллективной опасности. Иногда, частично, авансом... Значит, идя по этому пути мы вынуждены всё время создавать друг другу эти опасности, чтобы спасать от них свои племена и семьи. И всё ради вышеназванных гормональных бонусов? Но, ведь если бы человек не нашёл другой путь, не отыскал в себе другую физиологию, он никогда не стал бы человеком, не возвысился бы над остальной земной фауной, потому, что в фауне аспект власти уже доведён до предела и тончайшим образом построен в структурах стад, табунов и прайдов.
Путь человека - образование
Человек нашёл другой путь. Стратегический. Человеку удалось во много раз увеличить время обучения детёнышей. Двигаясь по этому, педагогическому пути, человек развил и усложнил и свой разум, и своё общество, и саму систему обучения. Хорошо, а давайте вдумаемся, как заставить себя учить, учиться и пользоваться разумом, если разум ещё не развит, если ещё нет даже слов, с помощью которых можно убедить себя и других, что учиться - это очень важно, если даже нет языка, если в черепной коробке под головной мозг места максимум пол литра? Значит педагогически ориентированное сообщество будущих людей, психофизиология человека и информационная составляющая жизни развивались параллельно. Они развивались, гармонично вплетаясь друг в друга, чтобы стать единым целым - тем самым человеком в составе человечества. Человеком разумным, воспитанным в человеческом обществе.
Значит есть в глубинах человеческого существа такие древние гормональные бонусы, такие эмоции, связанные с познанием, учёбой и обучением, которые уж никак не слабее того, что в качестве побочного эффекта даёт власть. А значит, вдумайтесь, что скрывают от нас в ходе неуклонного регресса российского (и не только) образования, куда закрывают доступ, ключи от каких дверей прячут? Не эти ли глубины, в которых таится радость познания, счастье учителя, восторг учёного, не эти ли стартовые площадки, с которых каждый может устремиться к высотам творчества, скрывают от нас? Может быть, в этом заключается главное противоречие современности, может быть в этом корень антигуманистического зла? Ведь, посмотрите, всё крутится вокруг стратегии образования. Все проекты глобального мироустройства так или иначе завязаны именно на концептуальной проблематике в области образования. Вот, взгляните на рисунок 1.
Элиты противоборства и развития
Часть специализированных групп, как правило имеющих прямое отношение к власти, объединены в группу "элита противоборства". Целью их деятельности всегда являлось сплочение "своих" и действия, направленные против "чужих". И всё это работало, пока мир был недостаточно глобальным. Проблема в том, что мир стал глобальным, а элита противоборства, движущаяся на "топливе" власти, продолжает работать, правда, в основном, на холостых оборотах, не понимая того, что мир уже приехал к месту хранения "солнечных батарей" и пора менять стереотип поведения. Это и понятно. Очень не хочется переходить на новый источник энергии, перестраивать мир, да ещё и ради того, чтобы лишить себя старого "топлива", с которым уже как-то свыклись. А то, что "солнечные батареи" во всём лучше старого "топлива", это ещё не факт... Да и вообще, они действительно хранятся в этом месте?.. А вот, попробуйте, покажите!
Другая часть специализированных групп, которым как раз знакомы "солнечные батареи", то есть глубинные уровни сознания, выдающие гормональные призы за познание и обучение, объединены в "элиту развития". Эти группы на протяжении истории были на службе и на содержании у "элиты противоборства", учили государей, чиновников, офицеров, бизнесменов и священнослужителей. Эти же группы познавали мир, чтобы на базе полученных знаний создавать новые инструменты для поддержания элитой противоборства своей власти - оружие, системы управления, системы рассчётов, товары и другие. Для целей противоборства в определённые исторические периоды необходимо было учить и народ навыкам пользования сложными средствами производства, а так же средствами уничтожения противника.
И наконец, медицина в этом разделении функций стоит особняком, поскольку она нужна и обеим элитам, и народу, а так же необходима и для противоборства, и для развития, и для обеспечения жизнедеятельности народа. Но медицина тем не менее, не растворяется в народе, или элите, и представляет собой отдельную специализированную группу, которой общественное сознание готово будет отдать власть в условиях эпидемии.
Народ и социальные лифты
Народные массы выстраивают свою идентичность по отношению к той, или иной специализированной группе, с трёх позиций: положительной, нейтральной, или отрицательной. Например, по отношению к военным, положительно: призывники, резервисты; нейтрально: невоеннообязанные; и отрицательно: дезертиры, уклонисты, пацифисты. Примеры подобного рода идентичности по отношению к другим специализированным группам приведены в рисунке внизу, на "народном" поле. Для определения такого рода отношений в русском языке, оказывается, находятся собственные, или заимствованные слова и формулировки...
И народ и элита отдаёт свою молодёжь в обучение педагогам. Не станем кривить душой, разным педагогам. Элитную молодёжь обучают элитные педагоги. Но не исключена возможность возникновения даже в среде нашего регрессивного образования людей, отвечающих всем требованиям элитного уровня. Для них общество всегда оставляло лазейки, получившие название "социальные лифты". И, собственно, понятно, почему оставляло. Много раз в истории бывало, что страну, в которой элита закрывала социальные лифты, разносила в пух и прах другая страна, в которой эти лифты работали. Но мир-то становится глобальным, и элита глобализуется, а значит опасность поражения отходит на второй план.
Закономерная инволюция общества и образования
На рисунках 2.1 и 2.2 показана схема последовательности такой инволюции. В локальном варианте её результатом, как уже было сказано, становится поражение в противоборстве. В глобальном варианте такая последовательность может привести к весьма длительному регрессу замкнутой элиты.
На рисунке 3.1 показана советская модель общества в области образования. Специализированные группы формировались в большей степени именно за счёт социальных лифтов. Эти группы впоследствии законодательно закрепили свои права на власть в процессе реставрации капитализма и начали менять систему образования в направлении схемы с рисунка 2.1 в надежде влиться в глобальную элиту, кстати, бывшую элиту противоборства, как это ни парадоксально звучит, но сейчас мы не об этом. Мы о том, что советская система позволила поднять базовый уровень образования... базовый!.. на недосягаемую высоту. Как это удалось сделать?
Дворянское образование, образование властной элиты, сформированной в среде жёсткого противоборства и для противоборства, сделали достоянием всего народа, ставшего в результате событий октября 1917 года хозяином страны.
То есть, вот два аспекта, связанные воедино в системе советского образования:
1. образование, созданное для полновластных господ и хозяев
2. стало достоянием народа, осознавшего себя хозяином и господином.
Регресс образования шёл одновременно по обоим этим аспектам. И образование и общество стало делиться на, практически, наследственную элиту и простой народ. Сначала негласно, а затем и законодательно. Стандарты народного образования стали снижаться, а народ полностью утратил причастность к власти, к управлению. С солнечных батарей творчества и познания снова вернулись на топливо власти. А власть - она, по определению, не для всех, если лишена творчества и познания. Она зацикливается на себя и приводит к закономерной деградации общества.
Что же пошло не так? Где была допущена ошибка? Почему начался регресс? И, регресс, надо полагать, закономерный. Во всяком случае, лучше считать, что закономерный, потому, что иначе вместо поиска причины, придётся искать виновника. Причину устранить можно, а вместо одного уничтоженного виновника возникнет другой, и уничтожать придётся всех. Так давайте искать причину!
Причина закономерного регресса
На мой взгляд, формулировка причины выглядит на удивление просто. Власть должна была перейти даже не просто к элите развития, а конкретно к учителям. Не к учёным, нет. К учителям! К педагогам, преподавателям, назовите как хотите. К группе, специализация которой заключается в реализации главной человеческой стратегии - стратегии расширения и углубления и без того аномально длительного для земной фауны периода обучения потомства. К той специализированной группе, которая призвана своей деятельностью усиливать выигрышные отличия человека от остального животного мира. К тем, кто ведёт человечество по уникальному, именно человеческому пути.
Именно образование следовало поставить во главу угла. Мы сейчас привыкли считать, что обучение, образование, воспитание, становление необходимо для достижения каждым человеком цели: найти своё место в обществе, стать профессионалом, получить статус, богатство, власть, безопасность, выполнить долг, или предназначение, что угодно. И образование используется в качестве средства для этой цели. Визуализируемой, фиксированной цели. А целью должно было стать именно восхождение, совершенствование; неуклонное и непрерывное. А сейчас у нас во главу угла поставлено обладание рассчётным эквивалентом труда, который всё больше напоминает меру хитрости, коварства и лжи. Вот какие стереотипы нужно срочно менять! Сейчас учителя и преподаватели подвергаясь одновременному беспардонному давлению со стороны чиновников и буржуазии принижаются до статуса лакеев по образовательному обслуживанию клиентов. Этак скоро родители станут производителями младенцев, оказывающими им воспитательные услуги, или как?.. Рыночный тоталитаризм давно уже облизывается на эту, ещё сопротивляющуюся ему, сферу человеческой жизни.
Преподаватели, учителя и воспитатели, при огромном значении их труда для нашего общества, для всего будущего человечества, вот уже несколько десятилетий подвергаются унижениям. Люди, обладающие талантом учителя, идущие на педагогическую службу по призванию, вынуждены учить детей по программам, специально затрудняющим понимание школьных предметов. Педагоги вынуждены насиловать своё дарование, как если бы живописцу вместо кисти, красок и холста давали зубило и бетонную глыбу. Конечно, настоящий талант и с этим скудным инструментарием способен создать шедевр, но зачем эти издевательства?
Кроме того, учителя даже в большей степени, чем классический фабричный пролетариат прошлого века, отчуждены от результатов своего труда при том, что этот результат - не предметы, а живые люди, которым педагоги отдают частицу своей души. И педагогу, для которого каждый ученик - практически родной человек, говорят: "Тебе же заплатили за время, которое ты оказывала услугу... заплатили? Что ещё нужно? Это - рынок! Сделала то, за что заплачено? Деньги получила? Теперь прощай, детка!" Даже суррогатное материнство уступает по степени цинизма отношению к образованию, как к сфере услуг... Но. давайте перейдём к последнему рисунку.
Модель нового общества
Что же за схему мы видим на рисунке 3.2? Это - схема система образования в другом глобальном проекте, альтернативном тому, что изображён на рисунке 2.2. Это - результат развития советского образования с рисунка 3.1 и вот в чём он заключается.
1. Специализированные группы, до сего времени входящие в элиту противоборства, вместо постоянной власти получают ситуативную. Примерно так же, как силовые ведомства получают власть после введения военного положения, или медики в периоды эпидемий.
2. Решения о передаче права оперативного управления той, или иной группе, а так же лишение этого права являются прерогативой педагогического сообщества, находящейся у власти на постоянной основе. Этот общественный уклад я рискну назвать образовательным тоталитаризмом, диктатурой педагогов, пед-советской властью.
3. Все сферы деятельности занимают подчинённое положение по отношению к образованию. Коммерческой деятельности при этой структуре общества не остаётся места. Распределение средств жизнеобеспечения в избыточном количестве, а, поверьте, уже сейчас оно более чем избыточное, происходит минуя товарно-денежные отношения.
4. Производство, наука и образование представляют собой единую систему, в которой производство - практическо-творческое отделение учебно-научного учреждения.
5. Огромную роль играет воспитание в семье родителями, имеющими непререкаемый авторитет, а так же старшими детьми. Вся структура семейных отношений приходит к истоку, к изначальному естественному положению, но уже на новом диалектическом уровне. В такой семье должны быть обеспечены и воспитание детей и уход за пожилыми, которые, в свою очередь, будут участвовать в воспитании внуков.
6. Функции, которые требуют отрыва от семьи для выполнения задач регионального, континентального, или планетарного масштаба, становятся своего рода почётной службой, подобно казачьей службе в Российской Империи. Место работы, действия, обозначаемого словом, однокоренным со словом "раб", заменяется понятиями жизни и службы.
8. И самое главное! В конце периода образовательного тоталитаризма власть должна быть передана от учителей родителям и социальным лидерам. Но эта передача будет возможна только на основе очень высокого уровня сознания народа. А достижение этого уровня и есть цель периода образовательного тоталитаризма. И у этой передачи власти есть шанс стать самой безболезненной за всю историю, поскольку на этом уровне сознания и в рамках описанного уклада семья, школа, наука, производство и распределение сольются воедино в сложную, но гармоничную общественную структуру.
Пусть это длительный и сложный путь, но вдумайтесь, один из самых безболезненных. Ведь каждый из нас в большей, или меньшей степени является для других воспитателем, педагогом и наставником. Образовательный тоталитаризм не только гораздо проще трансформировать в царство свободы, чем любой другой, но и проще всего войти в него из современного положения. Вдумайтесь, ведь любое сословие, любая элитная группа, любая специализация нуждается в молодой смене. Поэтому для перехода к образовательному тоталитаризму потребуется довольно незначительная трансформация существующего общества.
О процедуре этого перехода - в следующей статье.