Музеи Переславля-Залесского

Sep 26, 2012 22:48

Переславль-Залесский замечательный древний город и находится совсем недалеко от Москвы, поэтому не грех возвращаться туда снова и снова. В прошлый раз мы были там в мае, гуляли на солнышке и не уделили должного внимания местным музеям. А они стоят того, где еще в России (да и в мире) найдешь в одном месте "Музей утюга", "Музей чайника", "Музей денег", "Музей паровозов", не считая более традиционных монастырей и музея "Ботик Петра I". Поэтому один из мартовских выходных мы решили посвятить очередной поездке в этот город, посетив на этот раз те его музеи, которые ранее пропустили.

Первым делом мы направились в Музей Паровозов, созданный в 1990-м году, и с тех пор бережно собирающий образцы узкоколейного железнодорожного транспорта и прочую старую технику. Погода совсем не шептала, несмотря на начало весны, поэтому мы могли прогуливаться по музею в одиночестве под снегом и ветром. Экспозиция музея начинается с начала, как не банально это звучит, одна из первых паровых машин, использовавшаяся как двигатель для подъема породы на руднике:



А вот уже вполне современный тепловоз, работавший на переславской узкоколейке, на базе которой и возник музей:


За более интересными экспонатами стоит пройти подальше, и снова ранний образец паровоза:


Внезапно среди мирных паровозов обнаруживаем бронированный вагон, впрочем, насколько я помню, это снегоочиститель:


Часть экспонатов отреставрирована и выглядит много лучше:


Открытый пассажирский вагон особенно занятен, сейчас такие уже не используются из соображений безопасности и чистоты, и тем интереснее посмотреть на него в живую, а не в кино:


Переходим к малым формам, мото-дрезина, по всей видимости самодельная, даже под бензобак приспособлена стандартная канистра, не удивлюсь, если в ней отсутствует бензонасос, а топливо поступает в двигатель самотеком:


Целый ряд посвящен еще одной забавной и давно исчезнувшей железнодорожной технике - автомобилям на рельсовом ходу. Тут и автобусы:


И пожарная машина:


И даже представительский ЗиС!


Под сувенирный магазин приспособлен пассажирский вагон, покупаем там магнитик и отдыхаем после прогулки по морозу:


Короткой перебежкой, что бы не растерять тепло, перебираемся в депо. Летом его открывают, а паровозы выгоняют на улицу, мало того, можно прокатиться по сохранившейся железнодорожной ветке на хранящейся тут дрезине. А сейчас они все стоят здесь в тесноте, но в тепле и сохранности:


Классический козел-снегоочиститель:


Паровозная кабина, техника полностью рабочая, летом этот паровоз растапливают:


Снова выходим на улицу, в последний уголок музея, где собрана не железнодорожная техника. Она тоже заслуживает внимания, лендлизовский Dodge WC51 на 3/4 тонны:


Мотоциклеты:


Довоенный броне-автомобиль ФАИ-М ижорского завода:


Заканчиваем прогулку, все таки для такого музея идеальное время года - лето, но зимой тоже можно если не погулять в удовольствие, то увидеть много интересного. В благодарность опускаем небольшой взнос "на паровоз":


Едем обратно в город и останавливаемся напротив следующего музея, "Дома чайника":


Этот музей основан владельцем "Музея утюга", и очень на него похож - такой-же забавный набор экспонатов, веселые экскурсоводы и общая не совсем музейная обстановка. Хотя с экспонатами тут полный порядок, чайники собраны всевозможные:


Совсем недавно я читал что-то из Булгакова, и там неоднократно упоминалась спиртовка, на которой готовили чай при отсутствии плиты. Живая иллюстрация:


Ну и, как водится, есть тут и несерьезные экспонаты, подобные утюжку для гладки шнурков. Мышиный чайник размером с лесной орех:


Кроме чайников тут собрано несколько прочих предметов быта той поры, меня заинтересовала машинка для стрижки, как-никак самый актуальный для моей бороды и прически парикмахерский инструмент. Выходит, и 100 лет назад я бы не пропал:


Прямо напротив "Дома чайника" находится небольшой "Музей денег". Он создан в 2010 году местным нумизматом на основе собственной коллекции, и очень интересен. Там можно найти римские сестерции, таньга Золотой Орды, от названия которых и пошло русское слово "деньги", знакомые нам по романам о мушкетерах пистоли и экю (наконец то я смог не только их увидеть, но и разобраться в их взаимной ценности), и много-много других монет и купюр. Фотографий я там не делал, был очень увлечен изучением витрин и пояснений. И если музеи чайников и утюгов, да и музей паровозов показались мне в первую очередь забавными, то этот музей очень познавателен.

А закончили мы этот день в усадьбе Ганшиных, находящейся неподалеку от Переславля в селе Горки. Эта усадьба сейчас представляет собой музей, посвященный изданию брошюры Ленина, но меня в первую очередь она интересовала не как памятное место этого персонажа, а как старая русская усадьба. И в этом качестве она много интересней, чем как подпольная типография столетней давности. Главный дом усадьбы сделан из дерева и очень живописен даже в снежную погоду:


Музей был закрыт, и мы думали уже отправляться восвояси, но местная жительница вызвала для нас директора музея, которая провела для нас персональную экскурсию. Внутри дома собраны предметы крестьянского быта, они несколько неуместны в барском доме, но все равно интересны. А еще более интересны окрестности музея, летом внизу под горкой даже есть пляж, если я ничего не перепутал:


Рядом с главным домом стоит бревенчатый флигель:


Интересно посмотреть его обстановку и окунуться в старый образ жизни, с чтением, прогулками и охотой:


Еще по пути в Горки мы несколько раз чуть не повернули назад, так как дорога была изрядно занесена снегом в некоторых местах, которые приходилось преодолевать внатяг. Однако на обратном пути я не встретил ни одного заноса, пока мы гуляли по усадьбе, прошел снегоуборщик и дорога снова стала абсолютно проезжей. Но ее своеобразная живописность никуда не делась, только одинокие встречные машины нарушали белое безмолвие:


Путешествия, Россия, Подмосковье

Previous post Next post
Up