Когда-то достаточно давно (когда яндекс-дзен был менее токсичен и склонен к мизогинии) я прочитала там прекрасную заметку о Фрэнсис Глесснер Ли, почтенной даме, создававшей кукольные комнаты со сценами убийств для обучения молодых офицеров полиции. История оказалась очень интересной, но сведения о самих комнатах, этой женщине и всей этой истории оказались на тот момент весьма обрывочны и иногда протеворечили друг другу. А отгадок на загадки комнат так и вообще нигде не было. Ну поискала я это и успокоилась. И спустя почти десять лет к огромной радости наткнулась на прекрасную биографическую книгу, посвященную этой теме.
Прочитала я ее залпом (собственно, именно эта книга разблокировала у меня глобальный нечитун и простимулировала перестать смотреть на книжные полки с чувством вины). Оказывается, что можно писать прекрасные биографии так, что тебе не хочется уснуть после первых пяти страниц, можно не идеализировать героя, но указывать по фактам его заслуги и достижения, можно посягать на Гарвард как обитель истиной науки и указывать на проблемы судебной системы, уходящие своими корнями в изначально кривую основу. И делать это все так, что ты действительно сочувствуешь людям в их желании сделать как лучше и честнее, но это "лучше и честнее" оказывается никому не нужным. Такой своеобразный Дон Кихот на новый лад, только вместо ветряных мельниц - бюрократия, сексизм, нежелание менять консервативную, хоть и гнилую систему.
Самым моим большим разочарованием стал Гарвард. Мне всегда хотелось верить, что университеты - обитель прогресса, где выступают за новые, современные достижения, где не бояться посмотреть свежим взглядом на что-то. Но часть истории, описанная в книге, показала, что высшие ценности общественного прогресса и благополучия оказываются менее эффективным мотивом, чем желание просто жить по накатаной схеме.
И историю про комнаты тоже получилось узнать. Оказывается, что отгадок нет. Это тренажеры на внимательность для детективов. Они до сих пор используются, поэтому не в музее. Жаль только, что в результате плохого обращения часть диорам была утеряна или разрушена, а те, что остались, так просто и не увидишь. И жаль, что нет каких-то описаний и отгадок к преступлениям, очень было бы интересно проверить себя.