Великий еврейско-немецко-русский режиссер Мейерхольд или от славы до забвения буквально один шаг…

Aug 02, 2016 14:33

В конце 80-х гг. прошлого века на заре перестройки вдруг в печати стало к месту и не к месту склоняться имя Всеволода Мейерхольда. Каким только великим его не называли. Однако со временем все потихоньку затихло и про него вновь почти забыли, но кто он был этот «великий» режиссер?

Итак, мало кому известный Карл Казимир Теодор Майергольд родился 8 февраля 1874 г. в Пензе, в семье богатого винозаводчика. Он был 8-м ребёнком в лютеранской семье Эмилия Федоровича Майергольда (ум. 1892) и его жены Альвины Неезе, приехавших в Россию из Германии. Сам Эмиль Майергольд хотя и был лютераниным, но был сыном отца-выкреста, и по законам Российской Империи уже вовсе не был евреем (семейное древо тут: http://www.jewage.org/wiki/ru/Special:GTreeViewer/P1438439110).

В 1895 г. он окончил 2-ю мужскую гимназию в г. Пензе. После ее окончания поступил на юрфак Московского университета. В том же году, по достижении совершеннолетия (21 года), Мейерхольд принял православие и изменил свое имя на Всеволод - в честь, как вспоминают, любимого писателя-психопата Всеволода Гаршина. Однако неожиданно в 1896 г. он перешёл на 2-й курс Театрально-музыкального училища Московского филармонического общества в класс В.Немировича-Данченко.



Клоун-Мейерхольд в спектакле «Акробаты». Театр-балаган,
еще предреволюционный. Фото 1903 г.

В 1896 г. Всеволод Мейерхольд женился на Ольге Михайловне Мунт (1874-1940) и имел в этом браке трех дочерей: Марию (1897-1929), Татьяну (1902-1986) и Ирину (1905-1981). В 1921 г. он оставил семью и в 1922 женился на актрисе Зинаиде Райх.

А дело было так: осенью 1921 г. в мастерской Мейерхольда появилась Зинаида Райх, брошенная поэтом С.Есениным (дочь члена РСДРП 1897 г., усевшая побывать членом партии эсеров, работала в эсеровской газеты «Дело народа» - по нашей классификации походно-полевая жена или ППЖ). Они познакомилась в Наркомпросе. Говорят, режиссер влюбился в нее с первого взгляда. Райх, ничтоже сумняшеся, стала женой Мейерхольда, хотя он был на 20 лет старше, и переехала жить к нему на Новинский бульвар, а затем и в новую 100-м квартиру в Брюсовом переулке (д. 12 - «Кооперативный дом артистов»), ту да же перетащила родителей и детей. Мейрехольд усыновил детей своей новой пассии от первого брака с Есениным.

Мейерхольд первым из режиссеров пошел на сближение с Советской властью, не только как постановщик «Мистерии-буфф» Маяковского в оформлении К.Малевича, но и как театральный функционер-реформатор. В 1917 г. В.Мейерхольд безоговорочно принял большевистский переворот и в компашке с поэтами Блоком, Маяковским, Ивневым и художником Альтманом явился в Смольный, чтобы заявить о своей готовности сотрудничать с новой властью. К этому моменту Мейерхольду исполнилось 43 г., он был отцом трех взрослых дочерей, апологетом придуманного им некого «нового театра»… и главным режиссера Императорских театров: драмы и оперы - Александринского и Мариинского - в Петербурге (с 1907 г.).



Вот они настоящие комиссары в пыльных шлемах…

В 1919 г. он вступил в ВКП(б) и несколько месяцев возглавлял ГКО Наркомпроса. Коммунистическая пресса под его «чутким» руководством активно атаковала академические театры: МХАТ и другие. В безумной статейке «О драматургии и культуре театра» Мейерхольд и др. призывали к бунту «против того театра полутонов, скопческого лютеранства, храма с суконцами и дряблой мистикой психологизма, от которого всякого неискушенного зрителя тошнит. А тот, кто этим восторгается, лови себя на том, что заедает тебя всесильное мещанство, из пут которого надлежит тебе вырваться, если хочешь стать гражданином нового, коммунистического мира». В следующем номере того же «Вестника театра» была опубликована нашумевшая статья Мейерхольда и Бебутова «Одиночество Станиславского»: Станиславский изображался замученной, обескровленной жертвой «переживальщиков» и притаившимся разрушителем «слащавой кроличьей идиллии».



Театр и пролетарские агитки - типичный пример мейрхольдовской театральной халтуры

Большевики по заслугам оценил рвение большевика Мейерхольда и разрешили ему 1920 г. создание собственного театра(!). Государственный театр имени самого себя (т.е. Вс. Мейерхольда) - ГосТиМ был создан в Москве, и первоначально назывался «Театр РСФСР-I», затем «Театр Актёра» и Театр ГИТИСа; в 1926 г. театру был присвоен статус государственного.

В 1922-1924 гг. Мейерхольд, параллельно деятельности по формированию своего театра, активно руководил и Театром Революции.



В красноармейской фуражке - отрешенные глаза с поволокой -
маузер на столе - чем не секс-символ для тогдашних комсомолок,
новаторш конструктивистского  пролетарского театра и наивных
театралок. Фото 1922 г.

В 1928 г. ГосТиМ едва не был закрыт: отправившись вместе с женой за рубеж - для лечения и переговоров о гастролях театра, Мейерхольд задержался во Франции, и, поскольку в это же самое время из зарубежных поездок не вернулись М. Чехов, возглавлявший в то время МХАТ 2-й, и руководитель ГОСЕТа А.Грановский, Мейерхольд также был заподозрен в нежелании возвращаться. Но он не собирался эмигрировать и вернулся в Москву раньше, чем ликвидационная комиссия успела расформировать театр.

Однако в 1930 г. ГосТиМ снова гастролирует за рубежом. М. Чехов, встречавшийся с Мейерхольдом в Берлине, рассказывает: «Я старался передать ему мои чувства, скорее предчувствия, о его страшном конце, если он вернется в Советский Союз. Он слушал молча, спокойно и грустно ответил мне так (точных слов я не помню): с гимназических лет в душе моей я носил Революцию и всегда в крайних, максималистских её формах. Я знаю, вы правы - мой конец будет таким, как вы говорите. Но в Советский Союз я вернусь. На вопрос мой - зачем? - он ответил: из честности».



Самый честный прыщаво-носатый мачо
от пролетарской режиссуры… фото 1924 г.

В 1934 г. спектакль «Дама с камелиями», главную роль в котором играла З. Райх, посмотрел Сталин, и спектакль ему не понравился. Критика обрушилась на Мейерхольда с обвинениями в эстетстве. А взбалмошная З. Райх, вдруг, написала Сталину письмо о том, что он не разбирается в искусстве. (Райх в 1930-е гг. была ведущей актрисой театра Мейерхольда. Однако за тринадцать лет работы в ГОСТиМе она сыграла немногим более десяти ролей, но Мейерхольд лез из кожи, чтобы она стала единственной звездой его театра).



В. Мейерхольд и З. Райх, прима театра его имени - какие красивые и воодушевленные театром лица…

Однако театр просуществовал еще три года и был закрыт 8 января 1938 г. театр. Приказ Комитета по делам искусств при Совнаркоме СССР «О ликвидации театра им. Вс. Мейерхольда» опубликован в газете «Правда». В мае 1938 г. так ненавистный К.С. Станиславский предложил оставшемуся без работы Мейерхольду должность режиссёра в оперном театре. После наступившей вскоре смерти К.С. Станиславского Мейерхольд стал главным режиссёром театра. С 1938 по 1939 гг. - главный  режиссер Оперно-драматической студии К.С. Станиславского.

Обличительная компания прессе не заставила себя ждать. Так, «Известиях» от 18 декабря 1937 г. было напечатано несколько таких доносов на Мейерхольда. Народный артист СССР Б.Щукин: «Вы явились автором целого ряда спектаклей, которые клеветали на нашу советскую действительность…» Главный режиссер Малого театра П.Садовский назвал театр Мейерхольда «школой формалистических выкрутасов». А прославленный летчик полковник В.Чкалов в письме, озаглавленном «Банкротство», пишет: «Театр Мейерхольда для меня всегда был чужим… Банкротство театра Мейерхольда - это логический конец ошибочного пути…». Как бы там ни было, но подборка доносов была опубликована и послужила аргументом для оправдания ликвидации мейерхольдовского театра, который был закрыт в начале января 1938 г. Были и «закрытые» доносы осведомителей на режиссера. С другой стороны, сами Мейерхольд и Таиров в свое время так допекли Сталина своими витиеватыми доносами друг на друга, что «отец народов» примирил их только тюремной баландой.

Обвинительное заключение было до банальности неоригинальным: «В 1934-1935 гг. Мейерхольд был привлечен к шпионской работе. Являясь агентом английской и японской разведок, вел активную вредительскую работу, направленную против СССР. Обвиняется в том, что является кадровым троцкистом, активным участником троцкистской организации, действовавшей среди работников искусства».

На основании этих обвинений Военная коллегия Верховного суда СССР в закрытом судебном заседании, состоявшемся 1 февраля 1940 г., приговорила Всеволода Мейерхольда к расстрелу. По официальной версии на следующий же день 2 февраля приговор был приведен в исполнение в подвале здания на Лубянке.

Злые языки говорят, что много позже в архивах НКВД была обнаружена информация, что на самом деле Мейерхольда утопили в нечистотах… А З.Райх убили неизвестные в июле 1939 г. …



Типичный «классический» русско-немецкий профиль канонизированного режиссера.
Фото пациента № 2067. Диагноз «устойчивая революционная шизофрения на почве
театрального самомнения». Тюремное спецучреждение, 1939 г.

Эпилог. Всеволода Мейерхольда политизированные (ангажированные) советские интеллигенты сделали своим в доску, этаким гением режиссуры, этаким «Фрейдом от театрального искусства»…  Но мы-то помним: это он был бесшабашным апологетом «новаторского искусства, рвущего все традиции», шельмовал в коммунистической прессе академические театры, руководил выхолощенным «Театром Революции», был еще тем театральным стукачом, убирая от кормушки конкурентов. И, наконец, это он с пеной у рта кричал с трибуны: «Надо расстреливать «врагов народа» прямо на сцене театра!». Так что не будет наглостью сказать, что свою пулю он заслужил вполне заслуженно…

Что осталось от «великого» и «гениального» Мейерхольда? Похоже, что только «биомеханика» - некий театральный метод, придуманный для описания системы упражнений, направленных на развитие физподготовки тела актера-пролетария(!) к немедленному выполнению данного ему гениальным режиссером задания. По его понятиям «биомеханика» пытается экспериментальным путем установить законы движения актера на сценической площадке, прорабатывая на основе норм поведения человека тренировочные упражнения для актёра, как «систему» сценического движения. Однако биомеханические теоретизирования Мейерхольда были крайне неясны и носили спорный характер, однако «биомеханике» придавалось еще воспитательное значение для формирования «нового человека». Сегодня можно лишь констатировать, что биомеханика Мейерхольда с ее конструктивистской эстетикой устарела и может представлять интерес лишь для историков театра.

С середины 1930-х гг. в искусстве Страны Советов появились новые веяния - необходимо было массово готовить строителей социализма-коммунизма, для этого абстрактные, формалистские и механистические виды искусств никак не годились. Поэтому на свалку истории последовательно были выброшены абстракционизм, футуризм, супрематизм, конструктивизм и далее по списку. Их главные представители затаились, кто-то самоубился, а кто продолжал упорствовать и упрямствовать - исчезали совсем.

А в заключение несколько отзывов:

К.С. Станиславский критически относился к находкам Мейерхольда и к его актерам: «Он всегда был натуралистом, но без актеров, которые могут играть просто хорошо. Научить их не может и потому принужден маскироваться всевозможными выходками».

М. Булгаков в «Роковых яйцах» предположил, какой конец может ожидать Мейерхольда: «Театр покойного Всеволода Мейерхольда, погибшего, как известно, в 1927 году, при постановке пушкинского ”Бориса Годунова“, когда обрушилась трапеция с голыми боярами».

O. Мандельштам: «театр был внутренне пуст и страшен, несмотря на внешний блеск».

А. Буровский: «Ни Лотмана, ни Баткина, ни Вейнберга, ни Клейна, ни Гуревича в качестве «своих» не признавали -  ни в роли вождей, ни в роли мучеников. Даже современников Мейерхольда и Бабеля, ушедших с Белой армией, Пасманика и Ландау - не канонизировали. Никогда не раздавались вопли: «Что большевики сделали с нашим Ландау!!!». Если спросить - вам тут же ответят, что он-де сам попрал религиозные нормы, ел свинину, запивал ее молоком и быть евреем не хотел. А Мейерхольд?!»

И в итоге стал Карабасом-Барабасом: «Все, кто был погружен в бурную жизнь 1920-1930-х гг., с легкостью видели сходство могущественного Карабаса-Барабаса и Всеволода Мейерхольда. Современники А.Толстого полагали, что театральный реформатор относился к своим актерам, как к марионеткам. С определенного момента Мейерхольд не расставался с маузером, клал его перед собой на репетициях, точно так же, как Карабас - плетку. Ну а длинная борода Карабаса - это, конечно же, прямой намек на длиннющий шарф, который всегда был на Мейерхольде. Он запихивал в карман куртки его конец, чтобы не мешался. Создатель биомеханики вошел в историю и как гений-реформатор, и как деспот. «Куклы-актеры» бежали от него, не выдерживая прессинга. «Кукольный владыка, вот кто я, поди-ка...» - распевает бородач в сказке, руководя театром имени себя  так же, как и Мейерхольд. Карабас в «Золотом ключике» имеет звание доктора кукольных наук. Псевдоним Мейерхольда «Доктор Даперутто» был также известен всем».

Ссылки и использованная литература:
Гончаров А. Мейерхольд В.Э. http://chtoby-pomnili.com/page.php?id=310

Буровский А.М. «Евреи, которых не было. Курс неизвестной истории». Кн. 2. М., Изд-во АСТ, 2004.

http://vikent.ru/enc/4874/

http://um.mos.ru/personalities/15548/

Конструктивизм в театре Мейерхольда: http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=30185
Кузьмина О. Тайны «Золотого ключика». Вечерняя Москва 28 июля - 4 августа 2016 № 29.

Previous post Next post
Up