Было хорошо.28 марта. Гора Эйваль. Жертвенник. Весна.

May 06, 2011 07:47



Вижу ее каждое утро из своего окна в Кдумим. Не поворачивается язык называть ее библейским термином "гора проклятия" (Ни в коем случае не путайте с "проклятая гора"! никто ее не проклинал, а ежели покусится на оное - уж я ему !!!). Она приводит рассветы , смахивающие с небосвода последние крошки ночи, несклёванные желтым цыпленком из известной песни ( Даже в стихах когда-то писал:"Над горой Эйваль погасли звезды. Это сново Утро взяло веник...). Ее окрашивает во все оттенки малинового и багряного пришедшими с запада лучами закат. Её укутывают мягкой периной зимние облака, а , иногда, покрывает серебряной парчой редкий у нас гость- сверкающий снег.Желающие полюбоваться - сюда: http://mangupli.livejournal.com/45944.html
http://mangupli.livejournal.com/58110.html


До "войны Осло" часто водил туда экскурсии,по чистой случайности не оказался в той- роковой, когда арабы застрелили рава Герлинга и ранили нескольких участников. Как-то раз, в начале 90-х, со своими школьниками из Итамара, даже перевалили через нее с востока на запад - от Итамара до Шавей Шомрона - именно тогда впервые увидел то, что должно было бы сделать гору одной из важнейших точек притяжения израильтян и не только их, объектом мирового значения , и для историков , и для теологов, и ,просто, для тех, для кого Прошлое - это то что стоит рядом, за правым плечом. Я говорю о жертвеннике , т.н. "бамЕ" - по сути, древнейшем памятнике 13-12 в.в., связанном с пребыванием еврейского народа на территории Эрец Исраэль, места, где , согласно ТАНАХу, был возобновлен Завет между Народом, Землей и Торой. Места, где, можно сказать, родился и сам народ, получивший Страну, как опору своего нормального существования (недаром открывший этот алтарь археолог Адам Зарталь именно так и назвал свою книгу "Ам нолад" - народ родился).





Долгое время это место было , практически, закрыто для посещений- хотя, к нашему счастью, находящаяся на вершине горы военная база, (на к-рой мне посчастливилось в 98 г. даже послужить месяцок, разглядывая оттуда в 60-кратную трубу свой дом и давая по мобилке указания жене по кормлению лошади и выводу ее на пастбище ;-) не позволила передать ее "партнерам по мирному процессу". Последние пару лет армия время ото времени все-таки дает свое "добро" местному краеведческому центру в поселке Шавей Шомрон на организацию туда экскурсий со своими конвоями (штука не лишняя - на подъеме на гору ехать надо почти по кромке домов Шхема). Вот тут http://rdavid.livejournal.com/44063.html есть хороший рассказ и отличные фото об одной из моих экскурсий туда в 2006г. И за эту зиму-весну я уже второй раз везу туда людей,: на этот раз , собранных группой "Место Встречи".



Каждый раз еду туда ,как на первое свидание. Чаша неба, чаша Земли - вот что смыкается вокруг нас, когда мы стоим на вершине. Древний Шхем в узкой долине между Гризим и Эйсалем, высокая кромка восточной границы Центральной Горы (Шомронского хребта), прячущие Иорданскую Долину, дымка гор Моава и Аммона на горизонте за ней, бескрайние просторы северного Шомрона, долины Тирца, смутные контуры гор Гильбоа- на севере.


Тут есть о чем поговорить: и о кровавом Авимелехе- убийце братьев, получившем по голове куском жернова, брошенном женской рукой со стены во время осады Тевеца (совр. деревня Тубас), и о дочках Цлофхада , чьи земли под нами , далеко в долине, напоминают об истоках "феменизма" - борьбе за право женщин наследовать родовой надел, и о возможных путях праотцов еврейского народа из Заиорданья в Эрец Исраэль (ни с чем не сравнить эту возможность интерпретации Писания в рамках "истории с географией"), и о тех, кто возродил эту историю в наши дни - в новых домиках с красными черепичными крышами, на полях и фермах новых еврейских поселений вокруг на горах. А еще - под ногами наша шомронская Весна: блестит золотом лютиков, изумрудным бархатом травы, синими сапфирами крохотных ирисов, рубинами последних анемонов-каланийот, адонисов- дмумийот, и воздух прозрачен и звонок,как струна арфы Давида.
А рядом - ожившее прошлое, воплощенные в камень строки ТАНАХа.

Тогда устроил Йеошуа жертвенник Господу, Б-гу Израилеву, на горе Эйваль, как заповедал Моисей, раб Господень, сынам Израилевым, согласно написанному в книге Закона Моисеева, - жертвенник из камней цельных, на которые не поднимали железа; и принесли на нём всесожжение Господу, и совершили жертвы мирные. И написал Йеошуа там на камнях список с закона Моисеева, который написал он пред сынами Израилевыми. А весь Израиль, и старейшины его, и надсмотрщики, и судьи его стали с той и с другой стороны ковчега против священников и левитов, носящих ковчег завета Господня, как пришелецы, так и коренные жители - одна половина напротив горы Гризим, а другая напротив горы Эйвалъ, - как прежде повелел Моисей, раб Господень,благословлять народ Израилев.И потом прочитав Йеошуа все слова закона, благословение и проклятие, как написанов книге закона; Из всего, что Моисей заповедал Йеошуа, не было ни одного слова, которого Йеошуа не прочитал бы пред всем собранием Израиля, и жёнами, и детьми, и пришельцами, находившимися среди них. Книга Йеошуа, 8,30-35.

Надеюсь написать как -нибудь поподробнее о самом жертвеннике , и не так уж важно - тот ли именно он, который возводил Иехошуа бин Нун (кстати - зимой мы дважды ходили по следам возможного места его погребения http://mangupli.livejournal.com/64289.html, http://mangupli.livejournal.com/63797.html )или тот, который возвели в память об этом в первые десятилетия еврейского расселения после возвращения в страну из Египта. Или это "просто" - одна из "бамот" - еще разрешенных в Эпоху судей (12-11 вв) алтарей для служения Богу Израиля. Все это не так важно. Постойте рядом, попробуйте увидеть окружающий мир глазами тех, кто стоял тут до нас, тот же мир, те же горы и Солнце, травы и цветы , дотроньтесь до тех же камней, взгляните на многочисленные "ячейки" вокруг алтаря - следы костерков для семейных "пикников"- жертовоприношений "легких жертв", типа пасхального ягненка, съедавшитхся тут же на месте... услышьте гомон толпы, по сути- всего тогдашнего народа Израиля, собиравшейся тут... И не нужно машины Времени - вы станете звеном Великой цепи...

Всем, приехавшим на автобусе разделить со мною радость встречи с горой и Прошлым, а так же "Месту встречи" за организацию автобуса и сбор людей - Огромное спасибо!
===========================================













PS Тут- краткая информация о раскопках :
Профессор Адам Зарталь из Хайфского университета в течение 21 года исследовал 3000 кв. км. в Самарии, что составляет около половины всей площади Иудеи и Самарии. В статье «Взойдите на гору Эйваль», опубликованной в газете «Аарец», проф. Зарталь показывает соответствие между сказанным в книгах Дварим и Йехошуа и данными проведенных им археологических раскопок.

Профессор Зарталь рассказывает: «на восточном склоне горы Эйваль мы обнаружили объект площадью около 14 дунамов. В этом месте стояло большое сооружение, в центре которого - каменное возвышение, на которое поднимались по пологому каменному склону (пандусу МЭ). Эта постройка со склоном (пандусом МЭ) в точности отвечает описаниям еврейских жертвенников, приведенных в книге пророка Йехезкеля (гл. 43), в мишне Мидот (3), у Иосифа Флавия и в «Свитке Святилища», найденного в пещерах Мертвого моря. Внутри возвышения и вокруг него были найдены слои песка и в них - кости животных, принесенных в жертву. Большая часть этих животных - это молодые самцы крупного и мелкого рогатого скота, подходящие под законы жертвоприношений Торы. Архитектурная идентификация, период (начало завоевания евреями Ханаана) и место (гора Эйваль) позволяют с очень большой вероятностью идентифицировать данный объект с жертвенником, упомянутым в книге Дварим и в книге Йехошуа». Методы строительства, обломки посуды и другие данные совпадали с аналогичными находками, обнаруженными в различных местах между Иорданом и горами Самарии. Если добавить к этому соответствие животных, принесенных в жертву, заповедям Торы и отсутствие изваяний идолов (в отличие от близлежащих ханаанейских капищ), то мы получаем достоверное свидетельство о национальном и религиозном формировании колен Израиля в очень ранний период - в точности так, как написано в Торе. Проф. Зарталь считает, что жертвенник на горе Эйваль показывает, что книги Дварим (Второзаконие) и Йехошуа были написаны в ранний период, и это открытие - археологическое свидетельство достоверности ТаНаХа как исторического источника.
(взято в http://merkazmagen.org/pub/index.php?option=com_content&task=view&id=1538&Itemid=1
Next post
Up