Зачем я это пишу? Кто-то решит, что для похвастаться, вот, мол, я какой, симфониев слушал. Допустим, на 23% и это тоже .
Теперь про остальное.
Тут в вопросах-ответах у ИП промелькнул вопрос-подначка про слушанье симфоний. Вопрос довольно чепуховый, на мой взгляд, не всерьёз, явно автору этого вопроса на классическую музыку, как я понимаю, глубоко начхать. Просто хотелось высказать своё удивленЬе на тему, что вот, мол, надо же, есть же ж люди, которые эту вашу симфонию слушали, и даже кто-то целиком осилил, гайднов разных...
Я там не стал встревать по нескольким причинам, потому что, во-первых, не увидел в ветке на тот момент желающих обсуждать эту тему всерьёз, во-вторых, мне было не совсем до того. В-третьих, меня удивил ещё один момент, но о нём позже... Сейчас туда встревать как бы уже и поздно, так что порассуждаю у себя.
Во-первых, надо сказать, что сейчас я не слушаю симфониев. Потому что... вообще ничего не слушаю. Реально вот последние годы - практически ничего не слушаю. Мои старые френды знают, что в 90-х у меня была реально огромная коллекция музыки, всякой, на кассетах, потом на СД. С конца 80-х до, примерно, начала 2000 я слушал музыки довольно много. Можно даже сказать, МНОГО, но с важным уточнением - я её именно СЛУШАЛ, а не запускал в фоне. То есть, если я собирался слушать музыку, то именно что слушал музыку, всё. Меломаном я не был, крутую технику не заводил, слушал в основном через совсем простенькие колонки, а чаще через наушники (с ними вообще была отдельная история, но сейчас не буду отвлекаться). Но спектр того, что слушал, был реально огромен. От панков до классики, от метала до детских песенок. От джаз-рока до старинной какой-то, которую я сейчас и не вспомню, как правильно назвать, которая ещё до Вивальдей была. Постепенно все эти сотни и сотни многообразий ушли из моего внимания, осталась в основном классика, детские и немного металла. И вот это всё я слушал всё реже и реже, и последние лет, может, семь я перестал слушать музыку вообще. С полгода назад меня тут усиленно наталкивали на бахов, вот я там пару вещиц срипя сердцем послушал, раз, может, за год, и с тех пор снова - тишина.
Это я к чему. Когда там вот спрашивают, делаете ли вы на классику фи или же слушаете её постоянно - что я могу сказать? Обычно если классику уважают, то потом от неё не уходят. Но я ушёл не от классики, а от музыки вообще. Я ушёл в тишину. И я теперь не знаю, что мне сказать про классику? Являюсь ли её ценителем? Безусловно, да, потому что я прослушал и любил реально много серьёзной музыки, не попсовых кусочков из лунных сонат и крошечных выгрызков пятых симфоний ту-ду-ду-дууу. И ценить это всё не переставал. Я бы, безусловно, слушал. Много. Всякого. Но не могу. Нет внутренних сил.
Второй момент, который меня удивил... Мне казалось, что общество у ИП довольно продвинутое, и ждал там каких-то откровений... которых не последовало. Наверное, кто-то, как и я, не захотел встревать, потому что... ну, повторюсь, тон задан так, что не очень-то и хотелось. Но и это не главное. Главное, что вот, опять, в который раз я вижу какое-то непонимание, разрыв. Когда никто не пишет о тех вещах, которые важны для меня. Пишут, например, снова про Моцартов. Слушайте, я вообще не понимаю, почему все так впились в Моцарта? Даже в Баха - не понимаю. Я не против Баха, я не спорю, что он велик, но почему все в него так впились?! Я ждал, что кто-то упомянет хотя бы что-то из "моего" списка. Но нет. Никаких приближений. Нет, конечно, есть там один человек, который, судя по комментам, прослушал как бы не вообще всю классическую музыку, какую только написали в мире. Но и он тоже, как понимаю, предпочитает Баха и так далее. Ну ёлки-палки...
А у меня картинка была... специфическая. И подумав об этом в очередной раз, я решил попытаться составить список симфоний, которые когда-то прослушал целиком. Почему именно симфоний и почему такой вот пункт про "целиком"? Ну, там такой разговор был, мол, симфонию целиком прослушать трудно...
И я с этим, кстати, не спорю. Даже не потому, что трудно. Прослушать симфонию полностью - именно ПРОСЛУШАТЬ, а не оставить её гудеть в фоне - далеко не так просто. Уже хотя бы потому, что для этого нужно не просто время, а отрешённость и состояние. Время не просто на саму симфонию, но на вхождение в неё. Это метал можно врубить, и он вынесет из мозгов ненужное сам. Для симфонии надо подготовить себя. Симфония, так сказать, сама себя не послушает. Даже та, которая тебе подходит.
Поэтому я тут согласен. Симфоний, послушанных целиком, у меня раз в 50, наверное, меньше, чем надкусанных. Некоторые мне тупо не подошли. Не моё это. Ну, те же симфонии Моцарта, например. На другие требовалось особое расположение, которое я так и не смог выискать. На третьи - силы или подготовка. Это вот, например, некоторые симфонии Шостаковича или Малера...
Для чего я помещаю тут список симфоний, которые именно что слушал полностью? Думаю, это в некоторой степени слепок моих состояний и пристрастий. По ним, наверное, о чём-то можно судить. Не о том, хорошо ли я понимаю классическую музыку, нет, а о том, какого рода звуковые полотна мне подходили более.
Правда, есть одно "но". У некоторых композиторов я слушал несколько симфоний, но нравились мне они по-разному. Так что тут надо не только список, но и градации. Но это уже, наверное, лишнее. Не настолько всё это серьёзно.
Ещё что хотел бы заметить. Ходила когда-то такая шутка - не шутка, не знаю... Типа, вот, человек начал писать симфонию... И нечего мелочиться с первыми, начинать надо сразу с Девятой! Девятая - это всегда круто!
Шутки шутками, но ведь это правда. Не именно Девятая, но, скажем так, последние симфонии очень часто на мой взгляд получались самыми сильными. И нет, это не со слов критиков, это чисто моё мнение, мои пристрастия, на это мнение никакие критики не влияли. Таков факт. Для меня - так.
И это довольно странно. У рокеров всяких часто самое яркое было в начале. Пусть не самое первое, но ближе к началу. Когда молодость, когда всё так и рвётся наружу, оригинальность, огонь... Пусть ценители потом сколько угодно пытаются утешать друг друга, что вот, мол, ребятки ещё ого-го... Увы, нет. Пусть они там потом сколько угодно шлифуют технику, чего-то там ищут... но рок ценен яркостью молодости. Всё, что они находят потом - оно уже не совсем рок. И слушать всё то, что рокеры сочиняют позже... наверное, это для фанатов. И вон те поиски, и вон эти завитушки... Похвально, возможно даже любопытно, но... для своего брата.
Для симфоний всё не так. Я практически не помню случаев, когда первые симфонии были бы лучше последних. Не очень понятно, почему. Просится ответ, что, мол, симфония - сложная вещь, у молодых бетховенов просто нет нужного опыта и мастерства.
Но по мне это не совсем убедительно. О мастерстве мне трудно судить, я всё же кухонный "знаток" классики. Допустим, даже гению уровня Бетховена никак не под силу написать Девятую симфонию лет в 30. Но не под силу - написать её именно так технично, как он сделал в зрелости. Но что мешало ему написать что-то такое же, но пусть слабее? Нет, не писал(и). Писали именно проще. Вот как будто у них внутре есть такой механизм, который шлёпает по рукам: не берись за это, не берись, это слишком сложно для тебя, пиши простенькое, типа Первой-Второй-Третьей!..
Конечно, это не только у композиторов. У писателей так же. Но, скажем, читать зрелого Леонова мне неинтересно и скучно, читать зрелого Набокова мне сложно, а слушать более последние симфонии Бетховена или Брукнера, или Чайковского, или Сибелиуса - мне было интереснее, чем ранние.
...тут я, увы, должен признаться, дело вовсе не в том, что я такой крутой чувак, которому надо непременно высший пилотаж в музыке. Дело всего лишь в какой-то специфической полифоничности, к которой сочинители симфоний неизбежно приходили в зрелости. То есть, для меня дело не в том, что условная Девятая гениальнее Первой, нет, "условная Девятая" всегда оказывается... не знаю, как сказать... ШИРЕ. Первая - всегда ручеёк. Условная Девятая - всегда море, а то и Океан. Я вряд ли сумею всерьёз отличить качество на уровне настоящего ценителя, но вот эту неизъяснимую ширь, бездну - я всегда хочу от симфонической музыки, жду её и чувствую, а к ней композиторы обычно приходили потом, ближе к финалу. У писателей с этим похоже, но есть нюанс, потому что писатели, которые приходили к аналогичному в текстах, мне не были интересны, так как к тому времени они обычно писали о неинтересных мне вещах, неинтересных мне персонажах, и книги их читать было всяко дольше, чем даже прослушать четвертую оперу про Нибелунгов.
Ладно... В общем, я попытаюсь эдак с наскоку вспомнить тут те симфонии, которые мне довелось прослушать целиком. Речь пойдёт именно о симфониях. Ну, так был поставлен вопрос. Не то, чтобы я соблюдал чужие правила, но надо же и правда какое-то ограничение поставить. Если сейчас начать вспоминать сюиты, кантаты, концерты, реквиемы... конца этому не будет.
Бетховен - все, кроме, наверно, "десятой", которая типа реконструкция. Лучшие - Седьмая и Девятая. Да, не Пятая, вот так...
Брукнер - точно не помню, частично слушал все, полностью, ну, может, пять. Самая интересная - опять Девятая и ещё... вот не помню, какая. Возможно, Третья. Но Девятая лучше. У меня нет под рукой тех дисков, увы, и даже не знаю, будут ли они сейчас читаться, если раскопать.
Сибелиус - полностью, наверное, где-то четыре. Лучшая... уже не помню. Какая-то из первых трёх и вроде бы Пятая.
Рахманинов - три точно слушал. Не помню, сколько у него их всего. И не помню, какая понравилась больше.
Чайковский - все шесть. Лучшие - Пятая и Шестая.
Малер - полностью слушал... ну, три точно, остальные не уверен. И кажется, интереснее была опять Девятая. Но могу путать.
Шнитке - там не помню, что именно я слушал полностью, потому что совсем давно, больше 25 лет назад, 3-4 каких-то больших симфонических вещей точно полностью, из них точно было два кончерто-гроссо. Ну, пусть будет одна симфония. Какая - не помню вообще в упор.
Брамс - две точно, но я как-то остался в целом равнодушен, какие-то они неживые, слушал больше 25 лет назад.
Шостакович - три точно, Ленинградскую, само собой, и ещё какую-то точно полностью слушал, какую-то очень Largo, запомнилась инфернальной какой-то угрюмостью, что ли. И ещё какую-то. Выбирать не могу, потому что Шостакович сложный, даже не потому, что требует уровня, а - для меня - требует особо сложного состояния вхождения. Нет, кроме Ленинградской, конечно, эту можно теоретически слушать в любое время дня и ночи.
Дворжак - не помню, сколько. Точно ту, знаменитую, Из нового света, пробовал ещё несколько, но сколько слушал целиком, не могу сказать, ну, две наверняка.
Мендельсон - какую-то одну полностью, но уже не помню, какую.
Берлиоз - точно как минимум одну послушал, не помню впечатления.
Моцарт - гм... как-то не моё, кроме Реквиема и некоторых кусочков и коротких вещей. Но Сороковую, скорее всего, слушал полностью чисто для порядка, проверить.
Шуман - какую-то одну из поздних. Помню, очень хотел, чтобы войти в эту музыку, но почему-то не сумел. Потом всё собирался ещё раз, так и не сложилось.
Вот, наверное, из целиком прослушанных симфоний и всё. Что-то, конечно же, забыл. Потому что - ну, вы видите, я почти всё уже забыл.
Не сложилось, например, с Гайдном. Впрочем, у него мне больше хотелось собраться и осилить "Сотворение мира", когда-то давно скачивал видео, но... Пытался много чего, повторюсь. Не срослось с Шубертом (у него там этих симфоний вроде как куча, больше ста если не путаю, пробовал парочку каких-то из поздних, но не уверен, что дослушал целиком даже одну). Не сложилось с Прокофьевым. Слишком уж он такой... эдакий. Нет, есть у него, конечно, перлы, как вон то из балета, но... Что-то слушал из наших, Бородина, ещё кого-то. Но не помню, дослушивал ли целиком. Скрябина ниасилил в упор, увы.